Шиваиты (Шайвы) → Краткое знакомство с мировоззрением и практикой натхов (2)
Первая часть статьи здесь.
От буддизма натхизм отличается в основном на уровне доктрины. У натхов постижение Атмана – одна из высших задач, буддизм ориентирован на Анатмаваду (не на принцип Атмана). Хотя около десятка буддийских сиддхов были одновременно и сиддхами нашей традиции (такие мастера как Хаддипа (Джаландхарнатх), Кришначария (Кришнанатх), Луипа (Матсьендранатх)), некоторые даже были основателями известных направлений Ваджраяны, например, один из основателей линии Сакья, Вирупа (Вирупакшанатх), Наганатх (Нагарджуна) и др. Существует мнение, что было несколько Нагарджун, но мои учителя говорят, что это одна личность. Буддизм в свое время был вытеснен Шанкарачарьей из Индии в Непал и Тибет, так как буддизм радикально отвергал ведические писания и касты. Натхи в этом плане оказались более лояльны в отношении ортодоксального индуизма, они ему не сказали ни «да», ни «нет». Несмотря на ранние связи буддийских сиддхов и шиваитов натхов, эти два, отчасти близких культа, ориентированных на тантрическую йогу, постепнно стали совершенно самостоятельными. Хотя и по сей день многие специалисты в их практиках могут найти много схожих элементов.
( Читать дальше )
От буддизма натхизм отличается в основном на уровне доктрины. У натхов постижение Атмана – одна из высших задач, буддизм ориентирован на Анатмаваду (не на принцип Атмана). Хотя около десятка буддийских сиддхов были одновременно и сиддхами нашей традиции (такие мастера как Хаддипа (Джаландхарнатх), Кришначария (Кришнанатх), Луипа (Матсьендранатх)), некоторые даже были основателями известных направлений Ваджраяны, например, один из основателей линии Сакья, Вирупа (Вирупакшанатх), Наганатх (Нагарджуна) и др. Существует мнение, что было несколько Нагарджун, но мои учителя говорят, что это одна личность. Буддизм в свое время был вытеснен Шанкарачарьей из Индии в Непал и Тибет, так как буддизм радикально отвергал ведические писания и касты. Натхи в этом плане оказались более лояльны в отношении ортодоксального индуизма, они ему не сказали ни «да», ни «нет». Несмотря на ранние связи буддийских сиддхов и шиваитов натхов, эти два, отчасти близких культа, ориентированных на тантрическую йогу, постепнно стали совершенно самостоятельными. Хотя и по сей день многие специалисты в их практиках могут найти много схожих элементов.
( Читать дальше )