Узнал и всем сообщаю что если кому-то не досталась изданная в 2009-м Бхагавадгита в переводе Дмитрия Бурбы то теперь ее снова можно купить. В 2013-м издательство «РИПОЛЛ-коассик» эту книгу переиздало. Изменили только дизайн обложки.
Еще сообщаю о двух замеченных в этой книге опечатках:
В стихе 6:16 надо вставить букву Е в слово «переЕдает»,
на странице 551 надо добавить три ноля к числу 4320000.
Хорошо, спасибо))… Буду спрашивать что у него вообще тонет, кстати по энергетики писал что Непальские так же лсильнее остальных… Вот еше одного продавца нашел, поспрашиваю у него…
Хотя на энергетику это не влияет. Независимо места происхождения, Рудракша одинаково обладает качествами, о которых рассказывается в Священных писаниях.
Также из интернета можно вычитать, что не важно место происхождения рудракши, на качество это не влияет… А вот из общения с продавьцом выходит, что Непальские на порядок дороже всех остальных)))
Очень рад читать слова человека со схожими интересами) мне тоже интересна тема рудракши)))
Сам я хочу собрать Сиддха Малу… У меня уже есть 4, 5, 6, 7, 8 и толи Ганеша то ли Наг Рудракша.
Вот столкнулся с проблемой… Переписываюсь с продавьцом рудракши из Индии, выбрал несколько рудракш, и спросил тонут ли они в воде? Он долго не отвечал на этот вопрос, а нет как то сказал что это всего лишь показатель плотности рудракши, подлинность можно увидеть только глазами непосредственно… Так вот пишу что мне нужны те которые тонут, он проверил… И отписался, сер, все рудракши плавают, сер…
Я и задумался… Из источников интернета говориться что хорошая должна тонуть…
Что Вы думаете по этому поводу???
Сутра 20
Четвёртое состояние сознания должно быть влито как масло в три другие состояния /бодрствования, снa и глубокого сна/
Сутра 21
В него следует погружаться с полным сознанием Себя
Сутра 22
Когда прана такого йогина надлежащим образом и медленно распространяется, то всё видится ему как своё проявление
Сутра 23
На промежуточной стадии возникают низшие состояния ума
Сутра 24
При соединении истинного сознания «Я» с объектами, утраченное трансцендентное состояние сознания появляется вновь
Сутра 25
Такой йогин уподобляется Шиве
Сутра 26
При этом в теле сохраняется наблюдение за всеми благочестивыми деяниями /дословно «обетами»/
Сутра 27
Его разговор — джапа
Сутра 28
Как дар распространяет он вокруг знание Себя /Атмана/
Сутра 29
Утвердившийся в Шакти чакре /группе сил/ есть воистину источник мудрости
Сутра 30
Вселенная — развертывание его силы
Сутра 31
Поддержание и обратное поглощение /лайя/ проявленного — также
Сутра 32
Несмотря на поддержание и растворение мира, происходящих одно за другим, нет перерыва в осознавании сознающего Себя
Сутра 33
Удовольствия («счастье») и страдания воспринимаются тогда как нечто внешнее («мыслимое»).
Сутра 34
Совершенно свободный, он полностью един с самим Собой
Сутра 35
Ставший сгустком иллюзий вовлечён в кармические /добрые и злые/ дела
Сутра 36
С исчезновением различия возможно создание иного царства Природы и преобразование жизни
Сутра 37
Способность к созиданию осознаётся из собственного опыта
Сутра 38
Из трех состояний сознания главное /четвертое/ должно животворить
Сутра 39
Как с состояниями сознания, так и с телом, органами чувств и всем внешним произойдёт оживотворение трансцендентным сознанием
Сутра 40
Вследствие желания происходит чрезмерная привязанность своего «я», вовлекаемого в перерождения
Сутра 41
Для полностью утвердившегося в этом /четвёртом/ состоянии с прекращением желания наступает конец состояния индивидуальной дживы
Сутра 42
Тогда он использует своё тело просто как укрытие и, освободившись, становится высочайшим как Шива
Сутра 43
Связь Вселенской Жизненной Силы с телом естественна
Сутра 44
Во всех каналах — левом, правом и сушумне — находится прана-шакти. Постоянной практикой осознавания Реальности — центра внутреннего состояния прана-шакти достигается осознание истинного «Я» при всех условиях и обстоятельствах
Сутра 45
Вновь и вновь происходит осознавание Божественного как внутри так и снаружи.
Комментарий
Все сиддхи обретаются посредством йогических техник/их интенсивного практикования/: очищения тела, очищения элементов, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Все эти сверхъестественные силы на самом деле обязаны своим появлением не высшему знанию истинной Реальности, а всё тому же ограниченному знанию, которое есть неведение/моха/.
Сутра 7
Всеохватывающая победа над неведением достигается властью/силой, господством/ естественного/прирожденного/ знания
Kомментарий
Неведение может быть полностью побеждено, когда все самскары ума полностью исчезнут. Это происходит, когда реализуется сахаджа видья – врождённое /естественное/ знание Реальности. Сахаджа видья — другое название ее.
Сутра 8
В истинно бодрствующем мир появляется как сияние света
Сутра 9
Атман — /лишь/ танцор /на сцене мира/
Сутра 10
Внутренняя Самость представляет собой лишь стадию, на которой «Я» — актёр.
Сутра 11
Чувства – зрители [его игры]
Сутра 12
Через высший духовный разум происходит реализация Света внутреннего «Я»
Сутра 13
Достигаются сиддхи и состояние абсолютной свободы
Сутра 14
Как в себе самом так и где-либо ещё
Сутра 15
Тогда всё внимание — в источнике всего (дословно: «в семени всего»)
Сутра 16
Утвердившийся в высшей силе Божественной Шакти легко («счастливо») погружается в океан («озеро») бессмертия.
Сутра 17
Утвердившийся в созидающем Сознании вызывает к существованию формы в соответствии с мерой Сознания
Сутра 18
Поскольку истинное знание неуничтожимо, то новое рождение уничтожается/исключается/
Сутра 19
Махешвари и другие божества, действующие в группе «КА» и других группах букв и являющиеся матерями пашу (ограниченных существ) становятся тогда божествами-покровителями.
Индивидуальное «я» [ecть] ум [состоящий из буддхи, манаса и ахамкары]
Комментарий. В Шамбхавопайе способом подхода к познанию Реальности, есть это только можно назвать способом, является невыбирающее сознание, своего рода «пассивность начеку».Здесь отсутствует объект или опора, на которых должен фиксироваться ум/читта/. Скорее, читта сама должна устpaниться, перестать играть активную роль. Поэтому, этот вид практики известен как «нираламба-йога»/ «йога без опоры»/. Для сравнения: «пустота не требует опоры» — слова одного великого тибетского учителя. В Шактопайе методом подхода к реализации является «читта», хотя и его концентрация на какой-либо объект отсутствует. Здесь «читта» используется для задавания вопроса «кто я»?. Постоянно размышляя/посредством «шуддха викальпы» /о высшем «Я», читта сакрализуется и, в конце концов, с помощью «мантра-шакти» трансформируется в Чит. Но эта упайя подходит не для каждого, а только для тех, чей ум уже имеет духовную направленность. Шактопайя — это процесс самоизучения. Из современных йогов наилучшим примером человека, реализовавшего Себя методом Шактопайи, можно назвать Шри Рамаму Махарши.
В анавопайе «анну» — это обусловленная личность, которая выбирает какой-либо один аспект: буддхи, прану, тело, какой-либо материальный объект в пространстве, от которого и начинает свою йогическую практику.
В Шамбхавопайе 1-я сутра гласит: «Чайтаньям Атма», в Шактопайе – «читтам мантраха», а в анавопайе – «читтам атма». Т.е. здесь именно читта /как комплекс буддхи, ахамкары: и манаса/, двлжущийся от одной формы к другой и есть «атма»/т.е. то, что обычно и принимается за «я»/. Именно это психологическое «я» и есть «анну». Анупайя — практика, начинающаяся от анну. В ней читта концентрируется на чем-то, отличном от реального «Я». Отсюда ещё одно из названий этой упайи — бхедопайя/«техника, метод различения»/ Если в Шактопайе доминирует джняна, то в анавопайе — крийя/деятельность/, которая используется здесь в более грубой форме: в повторении мантр, в служению избранному божеству, .йогической садхане и т.п. Поэтому она ещё известна как крийя-йога/крийопайя/.
Все три упайи ни коим образом не изолированы друг от друга. Анавопайя должна привести к Шактопайе и, в конечном счете, к Шамбхавопайе. Осознание Себя в Шамбхавопайе — высшее и оно является целью всех упайи. Одна упайя переходит в другую. Даже когда чему-то, отличному от «Я», воздается служение, это находит своё завершение в Шактопайе. Практика Шактопайи, где осознавание «Я» является источником всего, завершается в Шамбхавопайе, где сознание «Я» — не просто выражение Шивы, но включает в Себя всю Вселенную — распространение Его Шакти. Поэтому в описании каждой упайи в «Шива-сутре» присутствует также обращение и к другим упайям помимо рассматриваемой.
Сутра 2
[Рождаемое умом] знание — [источник] связанности.
Комментарий
Знание, полученное от соприкосновения органов чувств с объектами чувств является ограниченным и закабаляющим знанием. Именно такое ограниченное знание удерживает сознание в рамках конкретных норм и мешает расширению индивидуального сознания до Космического.
Сутра 3
Неразличение таттв, [таких как] «кала» и других, [есть] майя.
Комментарий
«Майя» в данном контексте означает состояние неразличения между истинным «Я» и псевдо-«я». Это обусловливается канчуками/«покровами»/ Майи, которыми она ограничивает «вселенскость» высшего сознания «Я» в его способностях знания, творчества, желания и т.д., «загоняя» тем самым «Я» в узкие рамки тонких и грубых тел.
Сутра 4
Растворение различных частей таттв в теле следует практиковать в бхаване.
Комментарий Абхинавагупта в «Тантрасаре» говорит, что здесь садхака должен медитировать на «знающего», «знание» и «познаваемое» как на нераздельное целое. Вследствие этого должно вспыхнуть пламя глубинного, внутреннего сознания. Затем, охватывая все внешние объекты через совокупность во всех шакти /сил/, истекающих вовне через его органы чувств, он, с помощью бхаваны ввергнет их в уже зажженный огонь внутреннего сознания.
Таттвы — от земли и до Шивы — следует считать растворяемыми садхакой с помощью бхаваны сначала в грубом, затем в тонком и, наконец,в причинном теле. Это – «манябхавана». Ли6o следует представлять Калагни Рудру, поднимающегося из пальца правой ноги и сжигающего всё тело. Это –«дахабхавана». С помощью этих техник ум садхаки обретает «самавешу», или погружение в Божественное Сознание.
Сутра 5
Растворение потока праны в нервных каналах в сушумне, контроль над элементами, изъятие ума из элементов и его изоляция /кайвалья/ от элементов осуществляются с помощью бхаваны.
Комментарий
Для этого используются техники пратьяхара, пранаяма, дхарана и т.п. Посредством пранаямы достигается растворение праны и апаны в сушумне. Посредством дхараны — контроль над элементами, а с помощью пратьяхары — изоляция ума от элементов.
[Гуру даёт] просвещение в отношении Матрики
Kомментарий.
Матрика, когда её не знают или не осознают, приводит ко всякого рода мирским переживаниям. Когда она осознана, она приводит к освобождению. Когда садхака через «шуддха викальпу» размышляет над мантрой и ощущает её единство с Шивой, Матрика, которая есть мантра-шакти, трансформирует «читту» /ум/ и его «шуддха викальпа» /всего лишь ментальная конструкция/ растворяется, а «читта» трансформируется в Чити /Божественное Сознание/. Отныне садхака ощущает биение истинного «Я».
Сутра 8
[Тогда] тело [становится просто] оболочкой
Комментарий. Теперь садхака осознаёт, что вся Вселенная представляет собой лишь распространение Матрика Шакти. Этот аспект сознания «Я», раскрывающий Вселенную как выражение «Я», в конечном итогe вызывается «унмана шакти»/ «нечто трансцендирующее ум /манас/»/, представляющей собой высшее развитие мантра-шакти, свойственной Матрике. «Унмана шакти» известна также как Паравидья /Высшее Знание/. Вся жизнь получившего полное просвещение в отношении Матрики претерпевает глубокие перемены. Вся жизнь становится йогой. Как зерно и масло в священный огонь, он жертвует свои мысли о грубом и тонком телах как о своём «я» в огонь Сознания.
Комментарии. Абхинавагупта: «Все объекты в действительности пребывают в Боге» — с такой мыслью садхака предлагает все Богу через бхавану. Это его ягья. «Совершенный, бесконечный Бог есть моё истинное „Я“ — постоянное повторение этой смысли — его джапа. Видение объектов/тело, сосуд и др./просто как аспектов Бога — его врата/соблюдение обета/. Погружение в Божественное, не являющееся объектом мыслей, — его йога». Бхавана — это такое созерцание, с помощью которого вещъ, будучи реально существующей, казалась несуществующей и нереальной вследствие её скрытости, вновь появляется как проявленная реальность с абсолютной ясностью«т/Тантрасара/ Бхавана — это нечто вроде» созидательного созерцания«, „бывание“. Через практику бхаваны и происходит поглощение ограниченного знания. Важную роль в бхаване играет конструктивное воображение. Это некое предположение, погружающееся в бессознательное и извлекающее из его загадочных глубин удивительную, непостижимую Реальность. Это приводит к „шуддха видье“, медленно и постепенно проявляющей свет сознания истинного „Я“.
Сутра 10
При сокрытии Знания /Шуддха Видьи/ появляются все виды ментальных построений./согласно Кшемарадже/. Когда обыденное знание саморазрушается/посредством Самореализации/, то всё прежнее знание объектов мира вспоминается лишь как сон. /согласно Бхаскаре/
Комментарий.
Через воздействие шуддха видьи „джнейя“ /познаваемое/ появляется в форме „джняны“ /знания/, а затем джняна завершается в „джнята“ /знающем/. Наконец, оно заменяется трансцендентным сознанием „Я“, в котором различие между „джняна“, „джнейя“ и „джнята“ полностью исчезает.
Интенсивным осознаванием своего единства с Шакти мантры сам ум /практикующего/ становится мантрой.
Комментарий. Для практической реализации Шамбхавопайи необходима другая упайя /метод/, а именно Шактопайя. Последняя сутра Шамбхавопайи служит введением в Шактопайю.В ней содержатся три важные слова: «махахрада», «анусандхана» и «мантравирьянубхава». «Махахрада» означает Махашакти, «анусандхана» — тщательное исследование с целью последующего соединения, а «мантравирьянубхава» означает переживание жизненной силы мантры. Чтобы пережить возможности мантры, необходимо прибегнуть к «великому озеру», питающему все мантры, т.е. к Махашакти. Поэтому одно из названий Шактопайи — мантропайя. В своем комментарии к этой сутре Кшемараджа пишет:«Шакти означает распределение потенций мантры. Поэтому вначале рассматривается природа мантры». «Читтам» в данной сутре не означает всякий ум, а только ум, сосредоточенный на «шуддха викальпе» /«чистой мысли»/, т.е .пребывающий в ментальном единении с Высшим посредством мантры. Мантра означает то умственное осознавание, с помощью которого осуществляется единство с Шакти, заключённой в мантре и тем самым ум освобождается от чувства разделённости и различающих характеристик мира.
Ведущим принципом Шактопайи является сознание как шакти /сила/. Шакти принимает форму мантры. Ум садхаки при интенсивном повторении мантры настолько идентифицируется с божеством мантры, что сам уже становится этой мантрой. «Чита» в данной сутре означает сжатый аспект «Я», или сознания. Если в 1-ой сутре Шамбхавопайи «Я» описывалось как чистое Космическое Сознание, то здесь «читта» — это тот сжатый аспект «Я»,в котором осознаётся мантра.
Сутра 2
Усердное практикование этого приносит желаемый эффект
Комментарий. Простое механическое бормотание мантр малоэффективно. Садхака должен отождествлять себя с божеством данной мантры. Полное Сознание «Я» (Пурнхамта) Шивы — источник всех мантр, ибо оно является Его созидающей пульсацией. Это сознание «Я» не есть речь, но источник любой речи, мысли и объективности. «Чистая мысль» /шуддха викальпа/ есть размышление об этом полном Сознании как о своем истинном «Я». Поскольку это сознание «Я» есть Шакти Шивы /Его Вимарша Шакти/, то такое размышление о Ней и есть Шактопайя. Малинивиджайя-тантра даёт следующую характеристику Шактопайи: «Когда ум садхаки сконцентрирован на одном то он постигает глубинную Реальность, которая находится вне словесного выражения /как грубого, так и тонкого/ и так оказывается поглощённым Божественным Сознанием с помощью шакти». Истинное «Я» внутри нас есть Шива, но «викальпный» ум выступает как барьер и мешает нам увидеть Себя. Только при растворении /лайя/ викальпы этот барьер исчезает и мы видим свою истинную природу во всей своей красе и славе. Эта наша истинная Самость есть нечто, чего нужно не «достигать», а «раскрывать» в своём сознании. Но как заставить «викальпный» ум отступить? Следует попытаться «поймать только одну „шуддха викальпу“ и она станет ладьёй, в которой мы пересечем океан сансары. Ачарья Абхинавагупта писал: „Люди оказываются связанными из-за викалъпы. Их неверное понимание себя становится причиной их связанности в странствиях из жизни в жизнь. Поэтому когда возникает противоположная викальпа, она рассеивает викальпу, являющуюся причиной странствий из жизни в жизнь, таким образом становясь причиной их возвышения“ (трактат „Тантрасара)“. „Ашуддха викальпа“ — это идеи и поверья/предубеждения/, на основании которых люди считают свой психофизиологический комплекс /камарупа/ своим „я“. „Я худ, слаб, невежественен, грешен, ничтожен“, вот пример „ашуддха викальпы“. „Ашуддха викальпа“ — идеи относительно обычного психологического, эмпирического „я“.
Что же касается „шуддха викальпы“, то Абхинавагупта пишет: „То, что есть неограниченное Сознание, трансцендирующее все ограниченные проявления Реальности от земли прямо к Шиве, только это есть высшая Реальность есть подлинное Я. Поэтому Я одновременно трансцендентно и имманентно Вселенной“ (Тантрасара). „Шуддха викальпа“ — это идея и вера в то, что „Я“ есть метаэмпирическое „Я“, что Вселенная – „это проявление моей силы и т.д. — Таким образом, практика такой шуддха викальпы и есть Шактопайя, заключающаяся в устранении ощущения двойственности.
Сутра 3.
Существование, суть которого — знание высшей недвойственности, — тайна мантры.
Комментарий. Согласно Абхинавагупте, двойственность есть просто незнание своей истинной природы.Это ощущение устраняется через шуддха викальпу. Это негативная функция шуддха викальпы. Её позитивная функция проявляется трояко: через мантра-шакти,через сат-тарк и через шуддха-видью.Они не тождественны и не различны принципиально. Все они взаимосвязаны. Кшемараджа пишет: Шакти означает распределение потенций мантры. Поэтому вначале рассматривается природа мантры. Причина существования всех мантр — это Паравак (“Высшая Речь») Высшего Начала. Она есть бессмертная Шакти Высшего Сознания, известная также как Парахамта, Вимарша Шакти, Матрика и т.п. Это сознание «Я» Божества, которое вне всех мыслей и речей, которое есть изначальная созидающая пульсация, порождающая бытие Вселенной, источник всех слов и объектов, невыразимый словами. В порядке космического проявления следующим состоянием после Паравак /Логоса/ является состояние «пашьянти» /божественный взгляд в неразличающей форме/, когда слово и объект есть нераздельное и неразличимое целое. Следующее состояние – «мадхьяма» /«среднее»/, когда начинается разделение между словом и объектом, но оно ещё не произнесено вслух, а только подразумевается. На этом уровне существует нечто вроде «тонкой речи», ещё не принявшей форму слов. В следующем состоянии – «вайкхари» возникает «грубая» речь и слово и объект полностью раздельны. «Вайкхари» от слова «викхара» /«тело»/ означает состояние, когда в словесном выражении задействованы органы тела.
Мантры состоят из букв, которые суть символы созидательных сил Божества, в общем виде известных как Матрика. «Шакти как таковую следует знать как Матрику, а Матрику — как природу Шивы… Вселенная от Брахмы до земли пронизана Матрикой», — говорится в «Тантрасадбхаве».
В сознании «Я» Парама Шивы заключена вся Вселенная в идеальном состоянии. В «Пратьябхиджня-хридаям» Кшемараджа пишет: «…Расширенная Вселенная, начиная с буквы „А“, которая имеет природу Ануттары, и заканчивается буквой „ХА“, являющейся указанием на распространение Шакти, проникающая всё дальше с помощью комбинации „А“ и „ХА“ содержится в Высшей Реальности в форме „бинду“, указывающей на состояние неразделённости. Так эта природная Вимарша, или сознание „Я“, имеет природу совокупности: слов. „А“ — это Шива как Пракаша, „ХА“ — Его Вимарша Шакти, „бинду“ -означает то, что Шива, хотя и проявляется вплоть до земли через Шакти, этим Он не разделяется, оставаясь нераздельно Самим Собою».
Сутра 4
Умственное удовлетворение ограниченными силами, являющимися лишь формой обыденного низшего знания, вводящего в заблуждение, подобно сну.
Сутра 5
С возникновением спонтанного озарения Высшим Знанием появляется движение в неограниченном расширении сознания — состояние Шивы.
Сутра 6
Гуру наставляет в этой упайе.
Комментарии. Чтобы обрести мантра-шакти, необходлмо прибегнуть к помощи Гуру/носителя Шактипата — мистической силы, передающейся через посвящение который наделяет мантру силой своего сознания /чаитанья-шакти/ и посвящает ученика в тайну Матрики.
Ок, будем считать, что мы с вами понимаем разницу между суевериями и тем, что реально записано в авторитетных источниках (не только с точки зрения Кришнаитов, но скорее Индуизма в целом). Хотя, при наличии веры, действительно очень многое становится возможным, и суеверия «работают». Но если вас призывают только верить, что поклонение, например, гладиолусам — даст вам определённый результат, потому что, кто-то что-то сказал, а результатов — нет и нет, то не в вере вашей дело, и не в силе её. Просто пора снимать лапшу с ушей и искать эффективную практику.
Насчёт того, что где-то что-то существует… Например, где-то существует какое-то верование… Основанием для собственных поступков будете полагать чьи-то верования? Или же использовать как минимум информацию непосредственно из священных писаний по данному вопросу? Суеверия это очень нехорошо (непродуктивно), и заразно.