Шива-Лингам → История возникновения поклонения Лингаму
(Брахмананда пурана, кн.1)
После гибели своей верной супруги Сати, мрачный Шива, великий отшельник, совсем отдалился от богов и предался в уединении суровому подвижничеству. Провидя будущее, Вишну предсказал, что Сати вновь родится на земле в ином образе и вновь соединится с Шивой. Но Шива был неутешен. Горюя о возлюбленной супруге, он бродил по горам, как безумный, не находя облегчения скорби; и однажды он пришел в священный сосновый лес на вершине Химавата, где жили, исполняя благочестивые обеты, мудрые Владыки созданий, сыновья Брахмы со своими женами.
Продолжение читайте в комментарии.
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
Шива появился близ обители божественных мудрецов нагой, с телом, покрытым пеплом, с раскушенными и всклокоченными волосами; глаза его были налиты кровью; в руках он держал тлеющие головни. Он то смеялся ужасным смехом, то пел, то разражался устрашающими криками. И на глазах добродетельных жен мудрецов, вышедших из своих жилищ, он пустился в дикую и бесстыдную пляску. И он то кричал по-ослиному, то ревел, как бык. Его пляска зачаровала жен мудрецов; и куда бы он ни шел, приплясывая, они шли за ним следом, не сводя с него глаз.
Великий гнев охватил небесных мудрецов. Никто из них не узнал Шиву. «Кто это? Демон или иное существо, вознамерившееся нарушить наш покой и соблазнить наших жен?» — спрашивали они друг у друга. И они проклинали его: «О ты, кричащий ослом, обратись же в осла!» Но как ни велика была сила их подвижничества, ее недостало, чтобы проклятие это поразило Шиву; так звезды не могут затмить солнце. Однако еще больше разгневались мудрецы, что жены их, зачарованные, следуют за пляшущим безумцем. И, соединив все свои силы, дарованные им подвижничеством, они прокляли незнакомца за его бесстыдство: «О уродливое создание, да лишишься ты мужества своего!» И тотчас детородный член его отпал, а сам Шива исчез.
И сразу изменилось и смешалось все вокруг. И увидели мудрецы, что померк свет и солнце уже не дает тепла, не горят жертвенные костры, а планеты и созвездия сдвинулись со своих извечных мест на небосводе и перепутали свои пути. Тогда нарушилась чреда времен года. И мудрецы, хотя и продолжали исполнять свои обеты, поколебались в суждениях о священном законе дхармы, ослабли духом и телом и утратили свою мужскую природу. В смятении прибегли они к Брахме. Они рассказали Прародителю о приходе диковинного незнакомца, о своем гневе на него и о проклятии. «Вы не узнали великого бога Шиву, — сказал Брахма. — Теперь забудьте о своем гневе и постарайтесь умилостивить грозного Владыку. Вы должны изваять лингам Шивы и поклоняться ему. Отныне в образе лингама вы будете почитать могучего Шиву».
Мудрецы вернулись в свой сосновый лес и сделали так, как повелел Брахма. Целый год они почитали Шиву в образе лингама, и когда наступила весна и сладостное пение кокилы огласило благоухающие, распустившимися цветами кущи на склонах высокого Химавата, великий бог появился опять в обители мудрецом. Они распростерлись перед ним и воздали ему хвалу; он же простил им их заблуждение. Он объяснил им тогда, что и нагота и умащение тела пеплом нужны ради очищения от грехов, ради подавления страстей и обретения высшего могущества. И божественные мудрецы признали его превосходство. С тех пор повсеместно Лингам почитают как образ Шивы.
Ом Гам Ганапатайе намаха.
Более подоробно можно прочитать в блоге «ГАНЕША»
Вы можете мне отправить на майл: sadaashiwa@mail.ru
Риг-веда
7.21.5 Нас не преследует ни нечистая сила, о Индра, ни ванданы с их обманами, о сильнейший. Он пусть торжествует над врагом из изменчивого рода! Пусть членопоклонники не просочатся в наш обряд!
10.99.3 Он направляется за добычей, двигаясь (путем), далеким для хромого. При завоевании солнца он окружил (его), стремясь завоевать, когда, не встречающий сопротивления, в измененном облике он овладел имуществом стовратного, убивая членопоклонников.
И — первая и десятая мандалы РВ младше остального текста.
Пожалуй самая внятная позиция среди Шайвов в данном вопросе у Лингаятов, они просто отрицают все Веды (и Пураны с Итихасами), а признают за священные только лишь свои Агамы.
Касательно «интерполяций в священном писании», если вы их признаете, то вам вообще придется отвергнуть авторитет известных нам Шрути… Это очень скользкая стезя.
2. Внятная позиция. Т.е., вы, похоже, абсолютно не знакомы с другими школами шиваизма. Добавьте сюда тот факт, что лингаята, отрицая ценность вед, почему-то активно использует ведийские тексты (например, Шатарудрию).
3. Интерполяции. Учитесь смотреть критически — это позволит вам не скатится в деревенскую религию.
И самое главное:
а) если в Ведах что-либо осуждается или отвергается, то значит это уже не Арья-дхарма. (с)
б) самая внятная позиция среди Шайвов в данном вопросе у Лингаятов. (с)
Выбирайте что-то одно — или вы придерживаетесь вайдика-шайвизма или вы придерживаетесь авайдика-шайвизма.
2. Не знаю, возможно.
3. Учитесь традиционности.
Мне ненужно что-либо выбирать из этого, я не Шайва.
3. Я традиционалист — принадлежу к одной из кашмирских шайва-сампрадай. А основное отличие кашмирских школ — академичность, что подразумевает под собой полноценное всестороннее исследование. В том числе, с использованием и европейской индологии и и меж-конфессиональной критики и традиционных взглядов.
И именно поэтому я и написал: «Учитесь смотреть критически — это позволит вам не скатится в деревенскую религию.»
И если вы не шайва, то я бы не советовал лезть с какими-либо утверждениями в шиваитские темы: вас просто снесут.
Вопросы — задавайте.
2. Нет никаких «академических сампрадай», ненужно самообмана, с позиции академической науки весь современный Индуихм не выдерживает критики.
И чего вы так всполошились, я лишь проконспектировал факт. В Риг-веде членопоклонники считаются врагами Ведийских Ариев. Живая традиция Шраута-брахманизма основывающаяся именно на этих Ведах отвергает подобные культы, а Рудру они вообще просят удалиться при совершении своих огненных ритуалов.
Чего здесь еще заниматься домыслами, слов из песни уже не выкинешь…
ugaptadaśe gocarmamātre 'sthansvanilipte vā liṅgapadmākrtiṃ prakalpya prokṣya mā no mahāntam iti sthāpayed namaḥ śambhave ce 'ty acayet
В хорошо защищённом месте, в одной лишь коровьей шкуре или хорошенько укрывшись костями, установив и опрыскав фигуру, изображающую лингам на лотосе, с так[кими словами]: «Пусть не [будет] нам великого конца», а также: «Поклон милостливому» — так следует почитать.
Это фрагмент Манава-шраута-сутры (II.7.1.13), часть Кришна Яджур-веды. Датируется V-VII веками до н.э.
Будете спорить?
Не вам судить.
> в брахманах и в сутрах есть указание почитания Рудры
Вы это скажите Шраута-брахманам. Не поклоняются они Рудре, вполне основываясь на изначальных Ведах. Они его просят уйти и не вредить, но не поклоняются! Они и мурти божеств то не используют, а уже какие тут могут быть линги…
> Манава-шраута-сутры II.7.1.13
Вы наверняка пользуетесь Смартской редакцией сутр. Так было с некоторыми Пуранами, в Пуране издания одной Сампрадаи есть конкретные шлоки, а в издании другой их просто нет… Про Шраут лучше почитайте у индологов на которых ссылаетесь.
Позвольте закончить разговор.
Бисер убирать не буду.
Шраута-брахманы не считают Рудру особо значимым Дэвом, у них (в Пурва-мимансе) вообще нет концепции Ишвары (Бога-вседержителя).
Вы знаете Веды лишь по опубликованным текстам того или иного качества и перевода, а у Шраут сохранена живая традиция запоминания и устной передачи этих Вед, от учителя к ученику, на протяжении многих родовых поколений.
Да, я знаю веды лишь по опубликованным текстам того или иного качества и перевода.
Да я дурак. И меня это устраивает. И на ваше мнение мне глубоко наплевать.
И если вы придерживаетесь шраута-традиции, то, неуважаемый внекастовый, не лезьте в шиваизм со своим не знанием.
Как хотите. :D
Никто здесь в Шиваизм не лезет. Обсуждается возникновение культа Лингама, я привел авторитетные Праманы и мнение индолога касательно живой Браминской традиции.
Короче не надорвитесь в осуждении других участников, а вам уже кстати делали замечания касательно хамства. Вот пожалуй и точка.
Когда считаю нужным — я осуждаю. Я не христианин — я шайва-бхайрават. И я не хамлю — в это простая констатация фактов. И она такова, что вы приводите в качестве аргумента только одну из сторон, абсолютно не имея представление о других сторонах: в качестве простого примера — опишите мне в двух словах правила установки джаладхары. Причём эти правила равны как для шраутов, так и для шайв. Сможете?
Что же касается замечаний… Вот замечание вам — не лезьте в шиваизм.
Дак приведите их, с удовольствием рассмотрим.
И причём тут Пурва-миманса? Вы бы ещё мнение Прабхупады о Кали-куле сюда вписали.
Вы выходит даже не понимаете какой именно философской системы держатся Шраута-брахманы, а беретесь чего-то здесь о них доказывать мне…
Все вроде понятно, можете не напрягаться дальше.
Как хотите.:D
Постарайтесь подумать — там есть оригинальный текст.
В тексте ничего не говорится про лингам и в санскрите этого термина просто нет. По видимому говорится совершенно про иное. Обычные синонимы.
И постараюсь объяснить.
Фаллические культы являются одними из древнейших в мире. И культ шишнадевов уже существовал в среде ведийских ариев — на что однозначно указывают два место в РВ (7.21.5; 10.99.3). В дальнейшем он был адаптирован культом Рудры/Шивы и из «шишны» был переименован в «лингам».
Изменение же терминологии в религиозных философиях это обычное явление.
Теперь, надеюсь, вам понятно?
shishnadevA — «Генеративный орган Бога».
शिश्नदेव — śiśnadeva — tailed or priapic demon
शिश्नदेव — śiśnadeva — phallus-worshipper
शिश्नदेव — śiśnadeva — having the generative organ for a god
Научитесь пользоваться адекватными источниками. :(
sa vAjaM yAtApaduShpadA yansvarShAtA pari ShadatsaniShyan |
anarvA yachChatadurasya vedo ghnanChishnadevAN abhi varpasA bhUt || 10.099.03
Chishna — подбородок
Шишна — это мужской член вообще…
ШишнадевА (с удлинённым а) — почитатель «бога-члена» или «бога с членом»
sa shardhadaryo viṣuṅasya jantormā shishnadevāpi gurṛtaṃ naḥ
Там «Ш», а не «Ч» — загляните хотя бы в примечания Елизаренковой…
Вам дать этот место в деванагари?
Так что вопрос об адекватности ваших источников спорен…
Выше я привел пример этого стиха.
10.99.03.
स वाजं यातापदुष्पदा यन् स्वर्षाता परि षदत् सनिष्यन्
अनर्वा यच् चतदुरस्य वेदो घ्नञ् छिश्नदेवां अभि वर्पसा भूत्
sa vājaṁ yātāpaduṣpadā yan svarṣātā pari ṣadat saniṣyan
anarvā yac catadurasya vedo ghnañ chiśnadevāṁṁ abhi varpasā bhūt
Т.е., данный момент спорен…
Хотя возможно, у Елизаренковой была иная редакция РВ, отличная от редакции Санскрит.где.то.
Арии не поклонялись члену. Пантеон кочевых Ариев давно реставрирован. Арийский гневный Шарва — позже стал Ведийским Рудрой.
Во вторых — если он давно реставрирован (а значит и распределены и установлены функции), то почему статьи всё того же Дандекара вызывают до сих пор полемику?
В третьих — Шарва не стал Рудрой; Шарва был адоптирован культом Рудры. А это не одно и то же.
Повторяюсь ещё раз — не лезьте в шиваизм с чужой колокольней. Тем более, с традициями, имеющими мизерную ценность для самих шайвов.
Арии, кочевые племена пришедшие на Индостан, они не поклонялись фаллосу и были против такого культа. Это четко отображено в Риг-веде, цитаты я уже привел.
Древнейшие материальные свидетельства культа Лингама на Индостане найдены в Харрапе. Это местное население поклонялось фаллосу, а не Арии.
Повторяюсь, здесь обсуждается не Шиваизм, а история возникновения поклонения Лингаму, поэтому угомонитесь.
И я не утверждал, что индуизм не отдалился от ведийской религии — не надо гнать и приписывать мне то, что я не говорил.
Вы забываете о том, что культ Рудры и культ линги неразрывно связан — и это доказанный факт: ознакомьтесь, как минимум из русскоязычных, с лекциями Лобанова о Рудра-суктах Вед за 90-е годы; а ещё лучше попробуйте найти работы коллег Дандекара по этой теме (там, правда, всё на санскрите, а вы им не владеете).
Вопрос же о ариях (слова «арии», «шраута», «линга», «шиваизм» в середине предложения в русском языке пишутся с маленькой буквы) и Харрапе до сих пор остаётся открытым — вы забываете о существовании «Теории не вторжения», которая имеет не меньше приверженцев, чем «Теория вторжения» (минимум — российский индолог А. А. Семененко; более 30 статей). И то, что в более позднем периоде не нашли никаких подтверждений тем или иным культам, ещё ни о чём не говорит — если вы действительно так хорошо знакомы со шраута-традицией, то обязаны знать, что часть ритуальных принадлежностей до сих пор делается из
Добавьте сюда и культ вратьев и то, что ведийская религия ассимилировала их культ — есть очень интересные предположения (одно из них выдвигал, кстати, Дандекар), что Экавратью почитали именно в форме линги (как и «арии», в середине предложения пишется с маленькой буквы). И как я вам уже говорил, мне глубоко наплевать на какой именно философской системе держится шраута-брахманизм — я шайва, а не шраута. Поэтому лучше было бы расслабится вам и не лезть в чужой монастырь.
Еще не доказано, что харрапские фаллосы были сопряжены с культом именно Ведийского Рудры. Предположительно они относятся к культу Пашупати (Протошивы), местного населения… Харрапские надписи не расшифрованы. На печатях божество в йогической позе с рогами или странном головном уборе. Вроде Шива, а вроде и нет. Культ Протошивы (Пашупати) и Проторудры (Шарвы) — это разные культы, дравидский и арийский.
> вы забываете о существовании «Теории не вторжения», которая имеет не меньше приверженцев
Выходит, что вы про нее забываете, говоря здесь про «Ариев» чего-то… По теории «не вторжения» не было вообще никаких пришлых Ариев, а уже изначально на Индостане была мощная цивилизация называвшая себя Арийской. Хотя в официальной науке сегодня преобладает именно теория вторжения.
> мне глубоко наплевать на какой именно философской системе держится шраута-брахманизм
Поэтому лучше было бы вам не лезть в чужой монастырь.
И если уж вы ссылаетесь на ученых, то приводите пожалуйста прямые цитаты их утверждений, я тоже могу вас отослать далеко (и дальше) только вот это не будет обоснованным тезисом, такая отсылка в дальнейшем не принимается.
Вы уже не способны на большее, чем перефразировать написанное мною…
Позвольте откланяться — можете и дальше пребывать в мнении пурва-мимансы об истории культа линги.
I 1. Отдельный элемент единого целого, одна из многих частей, в совокупности своей составляющих целое.
2. Каждое лицо из числа входящих в состав какой-либо группы, объединения.
3. Отдельный орган тела человека или животного (обычно о конечности).
II 1. Служебное слово, придающее тому слову, к которому оно относится, определенный или неопределенный смысл, а иногда обладающее и иными грамматическими функциями (в лингвистике).
2. Отдельное знаменательное слово в составе предложения.
III Отдельная математическая величина из числа составляющих пропорцию или уравнение (в математике).
О чем именно идет речь в тексте? Ведь на санскрите в данном тексте не используется слово ЛИНГАМ.
Лингам это фаллос. Йони это влагалище. Есть и иной космологический символизм Лингама с Йони, но он не может просто отменить изначального прямого смысла данных вещей.
Есть легенды где Шива отделил свой причиндал от тела и оставил его людям для поклонения.
Ом Шанти!
Автор топика запретил оставлять комментарии.