Многоликая Йога → Сурья Намаскар: Здравствуй Солнце!
Сурья намаскар делает гибким все тело, подготавливая его к асанам. Это серия из двенадцати положений, выполняемых как одно непрерывное упражнение. Каждое положение является противоположностью предыдущего, растягивая тело по-другому и поочередно расширяя и сжимая грудь, чтобы регулировать дыхание. Ежедневное повторение этого упражнения обеспечит гибкость вашему позвоночнику и суставам. Сурья намаскар состоит из двух частей: в первой части упражнение начинается с правой ноги, во второй — с левой (см. позиции 4 и 9 на рисунках). Руки не меняют места в позициях 3—10. Старайтесь координировать свои движения с дыханием. Начинайте с повторения упражнений четыре раза и постепенно доходите до 12 раз.
В индийской мифологии богу солнца поклоняются как символу здоровья и бессмертия. В Ригведе говорится, что «Сурья — это душа как движущихся, так и неподвижных существ». Комплекс упражнений Сурья намаскар первоначально возник из ритуала поклонения солнцу. Традиционно он выполнялся во время восхода солнца, лицом к нему. Каждой из позиций соответствует своя мантра, прославляющая разные аспекты этого божества.
1. Встаньте прямо, ноги вместе, ладони сложены у груди, как для молитвы. Убедитесь, что вес вашего тела распределяется равномерно. Сделайте выдох.
2. На вдохе протяните руки вверх и отклонитесь назад в пояснице, выдвинув вперед бедра; ноги прямые. Расслабьте шею.
3. На выдохе наклонитесь вперед; ладони должны лежать на полу на одной линии с пальцами ног — если необходимо, согните ноги.
4. На вдохе вытяните назад правую (левую) ногу; колено должно находиться на полу. Прогнитесь назад и посмотрите вверх, подняв кверху подбородок.
5. Задерживая дыхание, вытяните назад вторую ногу и держите вес на руках и пальцах ног. Голова и туловище должны находиться на одной прямой. Смотрите на пол, в точку между ладонями.
6. На выдохе опустите на пол колени, потом грудь и лоб; бедра держите поднятыми, а пальцы ног подвернутыми.
7. На вдохе опустите бедра, выпрямите пальцы ног и прогнитесь назад. Ноги держите вместе, а плечи опустите. Посмотрите вверх, вернитесь в исходное положение.
8. На выдохе поднимите бедра и образуйте букву «V». Пятки должны стоять на полу; голова опущена. Распрямите плечи.
9. На вдохе сделайте шаг вперед и поставьте правую (левую) ступню между руками. Опирайтесь на другое колено, лежащее на полу. Смотрите вверх, как в позиции 4.
10. На выдохе подтяните вперед вторую ногу и наклонитесь вперед от поясницы, держа ладони, как в позиции 3.
11. На вдохе протяните руки вперед, затем вверх и назад, надголовой. Медленно прогибайтесь назад от поясницы, как в позиции 2.
12. На выдохе вернитесь в положение стойки прямо и опустите руки по швам.
Необходимо заметить, что комплекс упражнений «Сурья Намаскар» — это явление нового времени. Люди, которые разбираются в Хатха-Йоге утверждают, что этому комплексу от силы всего 100 лет.
В первой главе Тайттирия-араньяки Кришна-яджур-веды действительно есть группа мантр под собирательным названием «Сурья-намаскара». Но это именно мантры, которые брахманы читают ежедневно на восходе солнца как часть ежедневной утренней яджны-пуджи с соответствующими подношениями, при этом не выполняя никаких гимнастических упражнений. Если бы гимнастические упражнения были бы необходимы при чтении этих мантр, индусы бы ещё несколько тысяч лет назад зафиксировали бы их в вайдика-бхашьях.
Вот сами мантры:
Om Mitraaya Namah (Поклон Тому, которого любят все)
Om Ravaye Namah (Поклон причине перемен)
Om Suryaaya Namah (Поклон порождающему активность)
Om Bhaanave Namah (Поклон распространяющему Свет)
Om Khagaya Namah (Поклон движущемуся по небу)
Om Pushne Namah (Поклон питающему все вокруг)
Om Hiranyagarbhaaya Namah (Поклон содержащему в себе все)
Om Marichaye Namah (Поклон владеющему лучами)
Om Adityaaya Namah (Поклон Богу всех богов)
Om Savitre Namah (Поклон являющемуся причиной всего)
Om Arkaaya Namah (Поклон достойному преклонения)
Om Bhaskaraaya Namah (Поклон причине блеска)
Кстати, обязательно посетите страничку на ютьюбе человека, добавившего этот клип. Его кредо: «Uploading Everyday one or more Shiva's Videos. My Wish is spread the Shiva's name all over the world.(Ежедневно добавлять Шива-видео. Моё желание — распространить имя Шивы по всему миру. Ом Нама Шивая.)
Замечательная подборка мантр, можно подписаться на обновления!
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Причём свежий — всего около 100 лет назад придуманный. Если не ошибаюсь, впервые описан у основателя т.н. Бихарской школы йоги.
А уж его последователи и продолжатели нашли в пещерах рисунки с Чандра-намаскарой и, говорят, на подходе и Локапала-намаскара и еще что-то. Так что, следим за апдейтами ёги на ru_yoga — там как раз недавно обсуждали крайне важную тему: Влияние цвета коврика на йогическую практику.
А по поводу темы о цвете коврика — порадовался за практикующих! Как много отзывов о самом главном! :))
Дело в том, что вся современная традиция хатхи сохранилась в наиболее полном объёме только у натхов (если интересны подробности — к mandala). Но даже в более-менее доступных и открытых текстах (типа Шива-самхиты или Хатха-йога-прадипика) описаны только асаны — последовательность асан, время нахождения в асане и всё остальное подбирал индивидуально Гуру конкретному ученику.
Добавь к этому следующее.
Сурья-намаскар выводится из первой главы Тайттирия-араньяки Кришна-яджур-веды. В ней действительно есть группа мантр под собирательным названием «Сурья-намаскара». Это мантры, которые брахманы читают ежедневно на восходе солнца как часть ежедневной утренней яджны-пуджи с соответствующими подношениями. Безо всяких гимнастических изысков — если бы они были, индусы бы ещё несколько тысяч лет назад зафиксировали бы их в вайдика-бхашьях.
Практики хатха-йоги также встречаются в тантрах, например, Рудра-ямале, Шарада-тилаке, Куларнаве и др., но — в зависимости от школ — танры они могут иметь свои особенности. У натхов хатха-йога по схожести приближена к той, которая сейчас везде стала популярной, натховские религиозные обряды также под нее построены, шабар-манры содержат минимум сложных элементов и ориентированны на естественную дхьяну. Вообще, это, на самом деле, целая беседа о том, как одна традиция переходит в другую, точки соприкосновения между ними, и как, например, натховская йога может быть связана с современными направлениями йоги.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.