Обсудим? →  Махабхарата и археология.



Множество ученых и просто любопытных людей, желавших отыскать следы исчезнувшей древней индийской цивилизации, описанной в Махабхарате, неоднократно пытались сделать это на территории Индии. Основные события, описанные в индийском эпосе, происходили в долине реки Ганги, на северо-востоке индийского субконтинента. Там, якобы, располагались крупные города древней цивилизации: столица кауравов Хастинапур, Индрапрастха, основанная пандавами, Матхура – столица династии, к которой принадлежал Кришна и место его собственного рождения, и многие другие «ведические мегаполисы» размер и роскошь которых поражают воображение читателей и слушателей Махабхараты.

Так вот, следопыты Индии были разочарованы. Кое-что обнаружить всё-таки удалось. «Что же?», — спросите вы. А я вам отвечу. Во времена, описанные в Махабхарате, вся долина Ганги еще почти не была заселена людьми.Она представляла из себя заболоченную территорию, покрытую непроходимыми джунглями. Что-то вроде нынешних дебрей Амазонки. И немногочисленные обитатели этих гангских дебрей здорово смахивали на голых обитателей любых заболоченных дебрей.

Пять тысяч лет назад на северо-востоке Индии еще царил каменный век. Реальный такой палеолит. Обнаруженные малочисленные поселения местных племен, ничем не отличаются от стоянок, скажем, пигмеев в экваториальной Африке. На стоянках (их даже поселками назвать нельзя) жили по 10-15 человек.

Раскопана, например, мезолитическая стоянка в Сарай-Нахар-Рай. Древние люди жили на ней 6 тысяч лет назад. Доктор Дж. Р. Шарма, руководивший раскопками, выяснил, что дома там даже имели временные крыши на столбах. Не дворцы, конечно, трёхэтажные, но всё-таки какое-никакое жильё. Жители ели индийских горбатых коров, овец, коз, черепах, носорогов, рыбу. Лошади в их рацион не входили (за неимением лошадей). Колесниц еще не мастерили. Ни к чему они на болоте. Следов золота (а равно и других металлов) не обнаружено. Зато жители поселка умели изготавливать примитивные орудия, усиленные микролитами, используемыми как вкладыши для колющих и режущих лезвий гарпунов, стрел и других метательных и режущих орудий. А вот гончарного круга ещё не знали. Руками лепили кривобокие горшочки и обжигали кое-как. Их основными занятиями были охота, рыболовство и собирательство.

Раскопан, например, Чиранд в Бихаре. Это чрезвычайно редкая находка! Маленький очаг присутсвия людей каменного века в этом регионе. След разумной жизни. И хотя даже самые смелые археологи относят его не к пяти, а всего к 4,5 тысячам лет назад, зато здесь в это время уже существовало земледелие. Примитивно-мотыжное, конечно, но всё-таки. Найдены многочисленные фрагменты керамической посуды, также изготовленной вручную. Найдены не только микролиты, но и каменные топоры, и костяные наконечники стрел.

Активное покорение этих джунглей начинается только 3 — 2,5 тысячи лет назад. Есть следы попыток освоения долины Ганги с севера племенами обитавшими в предгорьях Гималаев и с юга дравидийскими племенами. Но уровень их развития, разумеется, не позволил им покорить непролазные джунгли. Вы бы тоже не справились с каменными-то топорами.

Следы арийского железа обнаруживаются на границах бескрайних гангских джунглей лишь в слоях, относимых к XI веку до Рождества Христова. Со стороны Раджастана и Пенджаба пришли племена, владевшие железом и начали успешное покорение долины Ганги. За семь столетий уже порядком обиндусившиеся арии и часть руководимых и снабжаемых ими аборигенных племен расчистили и осушили большую часть этих территорий и осели на зачищенных плодородных землях. Именно в этот период окончательно складывается Риг-веда. И Ганга пару раз упоминается в самой поздней её мандале. А до этого про нее — молчок.

Молчок, вместо ответа на вопрос: почему высокоразвитые персонажи Махабхараты не оставили после себя никаких следов, а дикари, жившие «одновременно» с ними, оставили?

Серьёзной проблемой является политика индийского правительства, препятствующего попаданию этих фактов и выводов, основанных на них, в индийские школьные учебники. Вместо реальной истории страны индийским детям на уроках до сих пор преподают Махабхарату, используя её в качестве учебного пособия. Несогласные с таким положением дел педагоги попросту увольняются или, скорее, изгоняются из школ. Такие дела.

Динамику развития взглядов на посмертное существование в Древней Индии проанализировал в своей небольшой статье историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и РФ, автор нескольких десятков монографий и свыше двух тысяч статей Игорь Васильевич Бестужев-Лада.

Статья озаглавленная «Эсхатология индуизма (Футурологический аспект)» была опубликована в сборнике «Индуизм. Традиции и современность» в 1985 году.

Как же выглядит динамика изменений взглядов индийского общества на этот вопрос с течением веков?

Певый этап. Ведийский период (XV век до Р.Х.)

Какое-либо специальное учение о загробной жизни в этот период еще отсутствует. Индоарии той эпохи были убеждены, что смерть — это не конец вообще и что однажды возникнув, живые существа уже никогда не кончают своего существования. В их представлении, местом нахождения благочестивых людей после смерти, была некая «страна заходящего солнца», царем которой является Яма, который тогда еще не являлся грозным владыкой суда и мщения, а был просто царем мира мертвых. Чем занимались души умерших в царстве Ямы? Вцелом, тем же самым, чем и до смерти, только более совершенным и возвышенным образом. Их жизнь ничто больше не омрачало. Тексты той эпохи часто упоминают пиры, происходящие в загробном мире, отсутствие в нем голода, жажды, отсутствие брачных отношений между обитателями той страны. Очень важным моментом во взглядах на посмертное существование являлось представление о том, что жизнь в загробном мире — это вечный и неизменный удел избранных. Индийцы ведийского периода верили в то, что блаженная участь небожителей — это свободный дар неба богобоязненным жителям нашего мира, знавшим о своей обязанности приносить жертвы богам и не игнорировавшим эту свою обязанность. И, наконец, существовало представление о посмертном месте пребывания нарушителей жертвенного долга, не верящих в богов, как о мрачной бездне из которой нет возврата, в которую их низвергает Варуна.

Второй этап. Период брахманизма (VI век до Р.Х.)

Важным рубежом с которого начинается новая эпоха во взглядах индийцев на загробное существование становится внезапное появление учения об иллюзорности всего сущего в текстах периода брахманизма. В этот же период впервые обнаруживается идея Брахмана — безличной бестелесной бескачественной субстанции, лежащей в основе мироздания и периодически вызывающей гибель и возрождение мира. Начинает формироваться и развиваться учение о мокше — возможности в течение жизни соединиться с Брахманом путем отрешения от внешнего мира и сосредоточения на сущности Брахмана. И, наконец, появляется учение о карме — как принципе посмертного возмездия за поступки, совершенные в течение жизни. Представления о вечности посмертной участи души начинают вытесняться представлениями о временном пребывании души после смерти на небе или в аду и последующем вторичном воплощении небожителя в человека высокого положения, а обитателя ада — в человека низкого происхождения или даже животное. Возникает конфликт между идеей о вечном пребывании души в мире богов и предков и идеей о вторичном возрождении души в мире людей. Этот конфликт долгое время остается нерешенным.

Третий период. Период поздних упанишад (IV век до Р.Х.)

В текстах этого периода можно наблюдать попытки примирения противоречащих друг другу концепций (о «вечном посмертии» и «вторичном воплощении»). «Удачным» и жизнеспособным решением этого конфликта становится усложнение идеи вторичного перевоплощения и дальнейшая её трансформация в идею множественных перевоплощений. Так же постепенно усложняется и детализируется учение о воздаянии (карме). Его связь с учением о множественности перевоплощений углубляется.

Четвертый период. Период фиксации пуран (IV – XVI вв.)

В начале этого периода происходит первая письменная фиксация учений о планетных уровнях, вселенских временных циклах (югах, мировых годах, днях Брахмы и т.д.) с наложенными на них учениями о карме и реинкарнации в виде мифических повествований о богах и героях прошлого.

Процессы дальнейшей письменной фиксации и детализации мифов индуизма, опирающихся на идею перевоплощения, как одну из основных, а также создание новых мифов продолжаются и поныне.

Источник.
0


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!





Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:
комментарии(2): 
admin 20 июля 2013, 17:08 #
0 
Вот интересное видео о том, что мост Рамы от Индии до Шри Ланки был построен 7000 лет назад, и это никак не вяжется с датировками пуран, если считать длительность Юг так, как это делается в последнее время, когда в Юге может быть несколько сотен тысяч лет. Видео на английском, не все поймут, к сожалению.

Belobog 10 августа 2013, 18:35 #
0 
С длительностями Юг, действительно, увязать не просто. Но интересно. Возникает даже необходимость держать высокую концентрацию на этом предмете. Прямого ответа не получить, и быстрее всего из-за того, что рассматриваются два РАЗНЫХ мира, связанных ОДНИМ мостом.
Для меня, кстати, появилась еще необходимость объяснить для себя как работает связь между пураническими Югами и астрономическими циклами Земной прецессии… «Новая эпоха Водолея как часть Кали-юги» — можно ли в таком ракурсе рассматривать циклы времени? О прецессиях в пуранах не рассуждается. Что не мешает астрономическим периодам объективно существовать и оказывать свое влияние на эволюцию Земли.
А мир исторический, — это мир христианства прежде всего. Поэтому Адамов мост и датируется именно в этой системе представлений о реальности.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.