Святая Русь →  Русская сказка: ФОМА БЕРЕННИКОВ

В некотором царстве-государстве жил-был мужик Фомка Беренников — такой сильный да дородный, что если пролетит мимо воробей да зацепит его крылом, так он и с ног свалится!… Стал он на пашню сбираться, а лошаденка у него была дрянная, на работе замученная; натерло ей хомутом шею до крови, и облепили ее слепни да мухи видимо-невидимо! Фомка подошел, как ударит ладонью — одним махом сто побивахом! — и говорит:
— Ох, да я сам богатырь! Не хочу пахать, хочу воевать!
Соседи над ним смеются:
— Куда тебе, дураку, воевать; тебе впору свиньям корм давать!
Не тут-то было: назвался Фомка богатырем, взял тупицу и косарь, что лучину скепают, надел на себя старый кафтан да высокий яломок, сел на свою клячу и поехал в чистое поле ступою бредучею. В чистом поле врыл в землю столб и написал на нем:
«Еду сражаться в иные города — одним махом сто побивахом!»
Только что успел отъехать с места, прискакали к столбу два могучих богатыря, прочитали надпись и говорят:
— Что за богатырь такой! Куда он поехал? Скоку молодецкого не слышно, следу богатырского не видно!
Кинулись за ним по дороге; увидал их Фомка и спрашивает:
— Вы кто таковы?
— Мир тебе, добрый человек! Мы — сильномогучие богатыри.
— А по скольку голов сразу рубите?
Один говорит:
— По пяти.
Другой:
— По десятку.
Какие ж вы сильномогучие богатыри?… Вот я так богатырь: одним махом сто побивахом!
— Прими нас в товарищи, будь нам старший брат.
— Пожалуй, — говорит Фомка, — поезжайте сзади.
Пристроились к нему сильномогучие богатыри и отправились все вместе в заповедные луга царские. Приехали, сами легли отдых взять, а лошадей пустили шелкову траву щипать.
Долго ли, коротко ли — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — усмотрел их царь.
— Что, — говорит, — за невежи такие в моих лугах прохлаждаются? Доселева тут ни зверь не прорыскивал, ни птица не пролетывала, а теперь гости пожаловали!
Сейчас собрал войско великое и дает приказ очистить свои луга заповедные.
Идет сила-рать несметная; увидали могучие богатыри, доложили про то названому старшему брату, а он им в ответ:
— Ступайте-ка, переведайтесь, а я посмотрю — какова ваша храбрость есть?
Вот они сели на своих богатырских коней, припустили их на войско вражее, полетели как ясные соколы на стадо голубей, притоптали, прирубили всех до единого.
«Дело-то не ладно!» — думает царь; опять собирает войско великое, чуть не вдвое больше прежнего, а впереди всего войска посылает силача-великана: голова что пивной котел, лоб что твоя заслонка, а сам что гора!
Сел Фомка на свою клячу, выехал навстречу и говорит великану:
— Ты — сильномогучий богатырь, и я — таков же! Не честь не хвала будет нам, добрым молодцам, коли станем сражаться не поздоровавшись! Наперед надо друг другу поклон отдать, а потом и в бой вступать.
— Ладно! — отвечает великан.
Разъехались они и стали кланяться. Пока великан наклонил свою голову, прошло полчаса времени; а другие полчаса надо, чтобы поднять ее.
Фомка мал, да удал, не захотел дожидаться, хватил косарем раз-другой, и полетела голова с плеч долой.
Войско дрогнуло и рассыпалось в разные стороны; а Фомка взобрался на богатырского коня, давай нагонять да конем топтать. Нечего делать, покорился царь: послал звать к себе сильномогучего богатыря Фому Беренникова и двух меньших его братьев. Угостил их, учествовал на славу, выдал за Фомку дочь свою царевну и дал полцарства в приданое.
Долго ли, коротко ли — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — подступает под то царство басурманский король с силами несметными, требует дани-откупу великого. Не захотел царь платить дани-откупу великого, нарядил свое войско храброе, поставил зятя начальником и накрепко приказал, чтобы все на Фомку смотрели: что он станет делать, и они б то же делали.
Снялся Фомка и поехал сражаться.
Едет он лесом, войско за ним. Он срубил себе березку, и солдаты срубили себе по березке. Пришли к глубокой реке — мосту нет, а обходу двести верст; Фомка бросил свою березку в воду, и солдаты побросали свои туда же, запрудили реку и перешли на другую сторону.
Басурманский король засел в крепком городе. Фомка остановился перед тем городом, развел костер, разделся весь догола — сидит да греется; солдаты увидали, тотчас же насбирали хворосту, нарубили поленьев, запалили костры по всему чистому полю.
— Закусить бы надо! — сказал Фомка Беренников, вытащил из сумки сдобную лепешку и стал уписывать.
Откуда ни возьмись — прибежала собака, вырвала лепешку и давай бог ноги! Фомка ухватил горячую головешку и как был голый — так и пустился за нею: во всю прыть бежит да во все горло кричит:
— Держите! Держите!
Глядя на него, и солдаты сидели у огня голые, а тут повскакивали, похватали горячие головешки и побежали вслед за ним.
Собака-то была королевская, бросилась прямо в город да во дворец; Фомка за собакою, солдаты за Фомкою: все, что ни попадет под руку, жгут и палят без пощады.
Поднялась в городе суматоха; король не знает, что делать с испугу, стал просить замирения. Фомка на то не согласен; взял короля в плен и покорил все его королевство.
Воротился из походу — царь встретил его с большим почетом: музыка заиграла, колокола зазвонили, пушки грохнули, и пошел пир на весь мир!
И я там был, мед-вино пил, по усам текло, в рот не попало; ел я капусту, а в брюхе-то пусто…

Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»
1


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:
комментарии(8): 
admin 24 марта 2010, 10:32 #
комментарий был удален
admin 24 марта 2010, 22:04 #
0 
Ну что, какой-то странный чел проголосовал в минус.

А мне — сказка с детских лет — из Русских сказок — именно эта — больше всех нравится.

Ведь о чём по сути все Русские сказки? Они не о том, как к Золушке приехал Прынц на мерседесе…

Они о том, как Илья Муромец — 30 лет на печи лежал, а потом — стал богатырём, о том, как дурак рыбу волшебную выловил, о том, как Фома Беренников — совершенно не Прынц — получил и Царство и Прынцессу.

О том, что будь ты хоть пень, но всё — во власти Божией, и если есть у тебя желание и стремление — надейся не на свои силы, а на этот Русский Авось, который по сути есть Милость, Милость к тем, кто её по определению не достоин.

Христос говорил — «Поиймите, что значит „Милости хочу, а не жертвы“».

Я если честно — не ожидал, что эту великолепную сказку заминусуют.

Увы.
Belobog 27 марта 2010, 14:59 #
1 
Хорошая сказка :)
Русские легенды, они же про мужиков,
что ищут себя «да не могут найти»
… далее по тексту
«парня какого-то лет двадцати» :)

Некоторые из мужиков даже женятся на принцессах.
А иные убегают от подобных браков «Сказание про
Федота Стрельца, удалого молодца».
Причем сознательно, с целью продолжить поиски!
admin 3 апреля 2010, 10:33 #
0 
Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев еще ничего начать. В трудные времена наивность — это самое драгоценное сокровище.
(Э.М.Ремарк)
admin 4 апреля 2010, 12:47 #
0 
Кому в жизни везет больше: «дуракам» или «умным»? Все зависит от особенностей человеческой личности. Британские психологи решили отыскать точный ответ на вопрос о везении и даже вывели формулу удачи.
Исследование проводилось методом опроса около тысячи преуспевших в жизни людей. Ученых интересовали мельчайшие подробности их карьеры и такие психологические особенности характера, как настойчивость, трудолюбие, принципиальность. К концу исследований тайна удачи была разгадана.

Вот как выглядит формула удачи: У=Х+З+С, где У – удача, Х – характеристики личности, З – здоровье, С – самоуважение. Большое значение для удачи имеет, по мнению исследователей, и природное чувство юмора. А под необходимыми характеристиками личности подразумеваются настойчивость (но не упрямство), умение находить общий язык с разными людьми, устойчивая жизненная позиция.

Для достижения удачи людям также необходимы денежные накопления и множество друзей, однако эти факторы – не решающие. Удача – это прежде всего умение выйти за привычные рамки и алгоритмы, способность поступать нестандартно. Может быть, именно поэтому школьные отличники и пай-мальчики редко добиваются больших успехов в жизни, ведь они привыкли действовать по правилам. А их не слишком успевающие одноклассники, «двоечники» и те самые «дураки» порой резко взлетают вверх и достигают ошеломляющих вершин.

Профессор университета британского города Хертфордшир Ричард Вайсман провел любопытный эксперимент. Он собрал в аудитории две группы людей: тех, кто считал себя везучим и тех, кто был уверен в бесконечных происках судьбы. Вайсман попросил каждого внимательно перелистать толстую газету и подсчитать количество фотографий в ней. Подвох заключался в том, что на одной их последних газетных страниц профессор опубликовал объявление: «Если вы заметили эти слова – сообщите доктору Вайсману и получите 250 фунтов! Вам повезло!» Удивительно, но никто из «невезучих» не обратил внимания на текст, продолжая уныло подсчитывать иллюстрации. И напротив, все до одного везунчики получили по 250 фунтов.
Gray 30 апреля 2010, 23:09 #
0 
Кажись я эту сказку у братев Гримм читал в детстве. Или то у меня ложные воспоминания?

Вы кстати не путайте ум и разум. У «прорвавшихся» в жизни как правило наличествует именно разум. С другой стороны умные люди являются лишь архиваторами. Вот попробуйт5е погуглить или просто напрячь вспоминательную железу на предмет сколько именно библиотекарей сделало выдающиеся открытия или изобретения оказавшие влияние на всё человечество? А ведь у них неограниченный доступ к огромным залежам знаний и справочной литературы. Можно даже по последней може провести лингвистический анализ слов:

Умный — уметь (я умею копать яму)
Разумный — разуметь (я разумею как и что делать)

Разница есть )))

А можно пойти от противного: Дуракам везёт?

Дурак антагонист Умного
А как называется антагонист Разумного?
admin 4 мая 2010, 10:22 #
1 
Как? Дебил? :)) Вспомнил о Вашем диалоге с махендрой…
Gray 4 мая 2010, 22:08 #
0 
уууй… спасибо за настроение. В принципе да. Только тогда уж если делаем ссылки на махендру то «дЕбил» это джива которая в результате своих личных глюков воплотилась в больном слабоумием теле. У дЕбила слабоумие с детства и его Эго данного воплощения 4ак бы и ни виновато в этом. В то же самое время дИбил это джива которая долгими и упорными усилиями заработала отсутствие разума в половозрелом возрасте. Ум кстати быть вполне может. Умеют же они орфографическим словарём пользоваться и обвинять окружающих в зависти к искону ))).

Хотя это лишь мои личные спекуляции. Как правильно назвать антагониста разумного я не знаю ))) точнее есть варианты, но их дюже много для однозначной трактовки )))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.