Блог им. 777 → «Гуру» и «Дикша»
Весьма часто в интернете можно встретить путаницу в данной философско-практической области Индуизма. Давайте попробуем разобраться не уходя в дебри схоластики и фанатизма отдельных сект.
Как известно существует три основных типа Гуру:
1. Антраями-Гуру — внутренний Учитель, сам Господь пребывающий в сердце каждого существа.
2. Шикша-Гуру — зримый Проповедник для всех людей.
3. Дикша-Гуру — зримый инициирующий Наставник конкретного человека.
Кажущаяся нам тройственность вызвана авидьей (невежеством), реально Гуру только один.
Традиционно в Индуизме (в большинстве Школ) Дикша это одна из целей религиозной жизни правоверного ищущего последователя. Сперва ее нужно заслужить мириадами воплощений и заслугами в них, а потом в одной из конкретных жизней служением у Лотосных Стоп своего будущего Учителя (обычно минимум 1-2 года), Учителя которого нужно еще отыскать среди многих (возможно через интуитивное прозрение), причем Он может в любой момент просто отказать будущему ученику в инициации под известным только Ему предлогом, даже не объясняя причин. Потом, после всех пройденных трудностей (и после Дикши) в идеале нужно навсегда остаться жить рядом с Ним. Навсегда, оставив все мирское и целиком отдавшись служению и поучениям Учителя. Но еще более серьезная духовная заслуга и огромная удача это получить Дикушу именно от Истинного Гуруджи, а не от ищущего наживы и пиара, ведь таких псевдоучителей и псевдосадху сегодня полно в Индии, причем они есть даже в самых древних, авторитетных Сампрадаях (не МОСК). Считается, что встретить истинного Гуру и просто безупречного человека в Кали-югу это вообще некое исключение из правил, хотя для некоторых профанов с потребительским отношением к таинству Дикши (например с форума hari-katha) это конечно кажущаяся данность или закономерность, ну мол скатайся в Индию и получи автоматом свой студенческий зачет… Нет, в серьезных Дхармических изысканиях такое не проходит, можно родится и жить в Бхарата-варше многие годы, но так и не получить истинного духовного Посвящения до конца одной жизни. Кстати, можно было получить Дикшу уже в предыдущих своих воплощениях, а сейчас просто ничего не помнить, но разумеется надеяться на это не стоит.
Антраями-Гуру (внутренний Учитель) есть у каждого человека, он сопровождает дживу через все инкарнации во всех телах и местах рождения, во всех мирах, т.е. мы можем с уверенностью сказать, что Гуру есть у каждого из нас, но уже совсем иной вопрос насколько мы Его слышим. В наш век информации не существует никаких препятствий следовать конкретным осязаемым наставлениям например Шикша-Гуру, это всем доступно сегодня, независимо даже от страны проживания. Как я уже пояснил выше Гуру реально один, как есть только один всепронизывающий Брахман (Абсолют), а зримой нами множественности не существует, это просто очередной эффект майи (иллюзии). Поэтому в действительности нет разницы между Антраями, Шикша и Дикша Гуру. Пожалуй единственное различие в трех типах духовного Учителя, что только Дикша-Гуру обычно дает садхаке конкретную Мантру, т.е. практика Мантра-Ёги (рецитации Мантр) при ортодоксальном подходе приемлема только получившим Дикшу людям, а для остальных существуют и доступны иные методы Садханы (Духовной Практики).
Здесь нужно остановиться подробнее, в рунете массово распространено узкосектантское понимание «Дикши» основанное на практике лишь обособленных направлений в Индуизме. Бытует заблуждение, что якобы Дикша это обязательно получение Мантры конкретного Ишта-Дэваты: например у Гаудий это Харе Кришна М.М. (Кришна), у Шри Вайшнавов Аштакшара М.М. (Вишну), у Шайвов Панчакшара М.М. (Шива) и т.д... Но в Смартизме, в индийской религии большинства, в несектантском Индуизме дело обстоит иначе, там существует понятие «Упанаяна» (общее название для Самскары), в процессе проведения которой сообщается только брахманическая Гаятри-Мантра, т.е. в Смартизме «Дикша» это «Упанаяна». Необходимо отметить, что Упанаяну традиционно могут пройти только Двиджи (Дваждырожденные), поэтому Смарты низших сословий, и женщины никаких «Дикш» не получают, но от этого не перестают быть ортодоксальными последователями Хинду-Дхармы.
Сегодня большинство коренных индуистов следует наставлениям различных Шикша-Гуру (через публичные выступления, книги, телевидение, радио, интернет), им этого хватает за глаза, многие даже не дерзают помышлять о Дикше, это слишком серьезный и ответственный шаг для них. Но никто в самой Индии не отказывает им в традиционности. Причин этому много, в т.ч. и чисто демографических. Существует еще традиция семейного Гуру, когда избранная цепь Учителей курируют конкретные индийские семьи (от рождения), но и она сегодня совершенно не является повсеместной.
Поэтому, иной раз мне искренне непонятны упреки в сторону некоторых российских последователей Санатана Дхармы пока не имеющих Дикши. Как выясняется при пристальном рассмотрении темы — наличие Дикши конечно желательно, но не принципиально для перспективы достижения Мокши.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.