Блог им. mandala → Тантра на практике
Отрывок из книги «Тантра на практике» Девида Гордона Уайта
Перевод Гуру Йоги Матсьендранатха
Сати и Парвати
Авторитетные пуранические источники в целом согласны, что в своем последнем, но временном существовании, Деви появилась как Сати, «Верная [жена]». Она родилась одной из многих дочерей прародителя Дакши. Все эти дочери, как и Сати, носили аллегорические имена, например Шраддха (вера) или Кхьяти (известность). Мы обратимся к Вишну Пуране (1.7), где особо отмечается, что Сати не принадлежала ни к старшей группе из тринадцати дочерей, которые были выданы замуж за Бога Дхарму, ни ко второй группе из восьми дочерей, которым было суждено стать женами сыновей Брахмы.
В действительности, имя Сати (и, кстати, Сваха и Свадха), несомненно, было добавлено к первоначальной группе в более позднее время. Сочинители историй, возможно, чувствовали, что идеал «верной жены» слишком важен, чтобы быть исключенным из этой коллекции аллегорий.
Как бы то ни было, Сати была соединена браком с Рудра-Шивой. Когда ее отец по определенному случаю организовал великолепную жертвенную церемонию, но забыл пригласить ее мужа, она не смогла вынести оскорбления. В страшной ярости она покончила с собой с помощью йогического метода, как сказано в известном эпосе Калидасы, Кумарасамбхаве (1.21). Автор Кулаликамнаи не относится к этому вступлению, однако, из-за чрезвычайной популярности эпоса, он не мог не познакомиться с ним.
В Пуранах говорится о том, как Шива, безутешный из-за смерти жены, начал вести аскетическую жизнь. В то же время, Деви решила принять новое воплощение в качестве дочери Химаванта (божественных Гималайских гор) и Мены, или Менаки (Линга-пурана 1.101.24 и далее). Особый интерес представляет фрагмент, приведенный ниже, записанный в Парватикханде Шива-пураны (2.3.1-20).
Несмотря на то, что Богиня (Дочь гор) известна как Парвати, ей иногда дают другие имена. Калидаса (Кумарасамбхава 1.26) сообщает нам, что Парвати – это имя, под которым она была известна своим родственникам, но что ее мать Мена представила другое имя – Ума, когда пыталась отговорить дочь от аскетизма; с некоторой этимологической натяжкой, «Ума» объясняется как «у» и «ма» – «Ох, не (делай это)». Однако, согласно Линга-пуране (1.101.24 и далее), имя Ума было известно Брахме еще до рождения Парвати. В литературе Ума Хаймавати упоминается гораздо раньше, в ранних Упанишадах (Кена-упанишада 3.12). Согласно Рамаяне (1.35.17), Ума – обычное имя дочери Гималаев. Но эти источники ничего не говорят о другом знаменитом имени Деви – Кали, или Калике. В Шива-пуране приводится история с двояким контекстом. Во-первых, Богиня названа как Калика своей будущей матерью Меной, которая умоляет ее принять рождение в качестве ее дочери. Во-вторых, когда это произошло и дочь родилась, она получила имя Кали, наряду с другими именами, данными ее отцом Химавантом. Здесь же возникает и «Калика». То же самое имя известно и в Кулаликамнае, особенно в первой главе, которая касается добрачной встречи с Шивой. Крамриш (1981) записывает замечательное объяснение темнокожей девушки из Матсья-пураны, которая обычно считается относительно ранней Пураной: Брахма, якобы, приказал своей старшей дочери Ратри (Ночь) войти в тело беременной Мены и наделить эмбриона черным цветом. Хотя понятно, что было бы неправильно связывать имя Кали исключительно с широко известным грозным появлением, которое украшено черепами и другими ужасными украшениями, танцующим на трупе Шивы.
Как Шива становится ее мужем
Когда их великолепная дочь достигает брачного возраста, ее родители консультируются с мудрецом Нарадой о будущем девушки (здесь мы продолжаем следовать версии Шива-пураны). Мудрец отмечает неблагоприятные линии на руке и делает вывод, что ее будущий муж будет йогином, носящим ветхую одежду и лишенным семейных отношений. Родители сначала повергнуты в шок, хотя Калика счастлива, потому что в этом описании она распознает ее вечного супруга – Шиву. Она сильнее, чем когда-либо, утверждается в решении завоевать его. Эта цель совпадает с планом Богов о появлении у Шивы сына. Они знают, что только его сын будет в состоянии уничтожить самого опасного демона, который собирается завоевать три мира. В качестве имени демона обычно приводится Тарака. Шива-пурана (2.3.10) также содержит другого врага Богов, Бхауму, «Сына Земли», ссылаясь на его рождение от капли пота, упавшей с Шивы на землю. В своей борьбе с Богами, Тарака помогает Краунче (Шива-пурана 2.3.16.14). В версии, найденной в Кулаликамнае (3.3), сам Краунча и есть демон, завоевывающий три мира; отличающимся взглядом на события, изложенные в Тантре, является тот факт, что Краунча, как говорится здесь, родился от пота Богини (а не от пота Шивы). Должно быть, это произошло, когда она бродила по Земле, будучи девственницей, чтобы установить священные центры тантрического поклонения (как описано во второй главе текста, см. ниже).
В то же время (возвращаясь к стандартной версии Шива-пураны) Шива, все еще преодолевая скорбь и отвращение к внешнему миру, решает продолжить свой аскетизм в районе Гималаев. Химавант выходит вежливо поприветствовать его; Шива принимает его приветствие, но выражает желание, чтобы в будущем его не беспокоили. Тем не менее, Химавант (отметив бедное состояние Шивы) в скором времени повторно появляется со своей дочерью, которую он представляет (с ее полного согласия) в качестве горничной. Шива на мгновение открывает глаза, но закрывает их вновь сразу же, когда он видит ее ослепительную красоту. Слегка возмущенный, он просит Химаванта оставлять его дочь дома для выполнения необходимых обязанностей. Но это неприемлемо для Кали, которая обращается к Шиве с философской дискуссией, доказывая, что он, как вселенское Я, ничего не может без нее, как Шакти – вечной силы (Шива-пурана 2.3.13.1-22). Шива не может опровергнуть ее доводы и соглашается на ее ежедневное служение. Все это изложено с пураническим многословием, что имеет тенденцию скрыть динамизм истории. Тантрическая версия, как мы увидим, совершенно иная.
Теперь события развиваются стремительно. Боги, понимая, что настало время, отправляют Каму (любовь), при содействии его друга Васанты (весна) и жены Рати (страсть) – в стихе 19 Кубджикамата-тантры упоминается вторая жена по имени Прити (радость) – к Шиве с заданием поразить его цветочными стрелами. Шиве удается избежать стрел, но влияние одной стрелы Шива чувствует, и по той причине, что Парвати оказывается на виду, его серьезно атакуют эротические страсти. Но он восстанавливает самообладание, и огненные искры из его третьего глаза превращают Каму в пепел (этот Бог тоже может умереть!). Это один из наиболее известных в индуистской мифологии эпизодов.
Из-за неудавшегося согласованного нападения на целомудренность Шивы, Кали в слезах возвращается домой. Но вскоре она приходит в себя и принимает решение о выполнении самой суровой аскезы, не проводимой на Земле прежде (Шива-пурана 2.3.22.61 и далее). Все существа на Земле начинают ощущать ее последствия. Даже кошки и мыши живут какое-то время дружно. Боги, испугавшись еще одного уничтожения, пришли к Шиве под предводительством Вишну смиренно просить, чтобы он женился на Парвати. После некоторых колебаний, Бог, движимый религиозностью, соглашается. Мир вновь спасен, и все с радостью принимают участие в брачной церемонии, в которой наиболее важные Боги выступают священнослужителями. Как само собой разумеющееся, обряды проводятся в соответствии с ведическими предписаниями. Вишну (а не отец невесты, Химавант) берет на себя обязанность отдать невесту (Линга-пурана 1.103.45 и след.), а Брахма выступает в качестве священника (хотар). Вопреки тому, что можно было бы ожидать в Тантре, Кулаликамная (3.25 и след.) содержит фиксированные, чтимые временем детали ритуала. В стихе 25, Шива даже жалуется (вызывая жалость к себе), что он не может жениться, потому что необходимые участники отсутствуют на церемонии, но Боги разрешили эту проблему.
В завершение беглого обзора мы не можем не отметить парадокс, прослеживающийся в данной истории на различных этапах: превозмог ли Шива мастерство стрельбы из лука Камы из-за аскетизма Парвати, или из-за преданности Богов? По версии Кулаликамнаи, проблема менее заметна, хотя и присутствует между строк. Здесь (KMT 3.18) кажется, что Кама сожжен, когда он ловит взгляд пораженного любовью Шивы, из уголка глаза. Но страсть Бога сильна, и брак кажется неизбежным. Относительно аскетизма Деви текст остается практически безмолвным, за исключением двух кратких упоминаний (КТМ 3.12 и 24). Но затем вновь описывается преданность Богов (KMT 3.21 и далее), как решающий фактор, благодаря которому неуверенность Бога, наконец, отбрасывается.
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
Перевод Гуру Йоги Матсьендранатха
Сати и Парвати
Авторитетные пуранические источники в целом согласны, что в своем последнем, но временном существовании, Деви появилась как Сати, «Верная [жена]». Она родилась одной из многих дочерей прародителя Дакши. Все эти дочери, как и Сати, носили аллегорические имена, например Шраддха (вера) или Кхьяти (известность). Мы обратимся к Вишну Пуране (1.7), где особо отмечается, что Сати не принадлежала ни к старшей группе из тринадцати дочерей, которые были выданы замуж за Бога Дхарму, ни ко второй группе из восьми дочерей, которым было суждено стать женами сыновей Брахмы.
В действительности, имя Сати (и, кстати, Сваха и Свадха), несомненно, было добавлено к первоначальной группе в более позднее время. Сочинители историй, возможно, чувствовали, что идеал «верной жены» слишком важен, чтобы быть исключенным из этой коллекции аллегорий.
В Пуранах говорится о том, как Шива, безутешный из-за смерти жены, начал вести аскетическую жизнь. В то же время, Деви решила принять новое воплощение в качестве дочери Химаванта (божественных Гималайских гор) и Мены, или Менаки (Линга-пурана 1.101.24 и далее). Особый интерес представляет фрагмент, приведенный ниже, записанный в Парватикханде Шива-пураны (2.3.1-20).
Несмотря на то, что Богиня (Дочь гор) известна как Парвати, ей иногда дают другие имена. Калидаса (Кумарасамбхава 1.26) сообщает нам, что Парвати – это имя, под которым она была известна своим родственникам, но что ее мать Мена представила другое имя – Ума, когда пыталась отговорить дочь от аскетизма; с некоторой этимологической натяжкой, «Ума» объясняется как «у» и «ма» – «Ох, не (делай это)». Однако, согласно Линга-пуране (1.101.24 и далее), имя Ума было известно Брахме еще до рождения Парвати. В литературе Ума Хаймавати упоминается гораздо раньше, в ранних Упанишадах (Кена-упанишада 3.12). Согласно Рамаяне (1.35.17), Ума – обычное имя дочери Гималаев. Но эти источники ничего не говорят о другом знаменитом имени Деви – Кали, или Калике. В Шива-пуране приводится история с двояким контекстом. Во-первых, Богиня названа как Калика своей будущей матерью Меной, которая умоляет ее принять рождение в качестве ее дочери. Во-вторых, когда это произошло и дочь родилась, она получила имя Кали, наряду с другими именами, данными ее отцом Химавантом. Здесь же возникает и «Калика». То же самое имя известно и в Кулаликамнае, особенно в первой главе, которая касается добрачной встречи с Шивой. Крамриш (1981) записывает замечательное объяснение темнокожей девушки из Матсья-пураны, которая обычно считается относительно ранней Пураной: Брахма, якобы, приказал своей старшей дочери Ратри (Ночь) войти в тело беременной Мены и наделить эмбриона черным цветом. Хотя понятно, что было бы неправильно связывать имя Кали исключительно с широко известным грозным появлением, которое украшено черепами и другими ужасными украшениями, танцующим на трупе Шивы.
Как Шива становится ее мужем
Когда их великолепная дочь достигает брачного возраста, ее родители консультируются с мудрецом Нарадой о будущем девушки (здесь мы продолжаем следовать версии Шива-пураны). Мудрец отмечает неблагоприятные линии на руке и делает вывод, что ее будущий муж будет йогином, носящим ветхую одежду и лишенным семейных отношений. Родители сначала повергнуты в шок, хотя Калика счастлива, потому что в этом описании она распознает ее вечного супруга – Шиву. Она сильнее, чем когда-либо, утверждается в решении завоевать его. Эта цель совпадает с планом Богов о появлении у Шивы сына. Они знают, что только его сын будет в состоянии уничтожить самого опасного демона, который собирается завоевать три мира. В качестве имени демона обычно приводится Тарака. Шива-пурана (2.3.10) также содержит другого врага Богов, Бхауму, «Сына Земли», ссылаясь на его рождение от капли пота, упавшей с Шивы на землю. В своей борьбе с Богами, Тарака помогает Краунче (Шива-пурана 2.3.16.14). В версии, найденной в Кулаликамнае (3.3), сам Краунча и есть демон, завоевывающий три мира; отличающимся взглядом на события, изложенные в Тантре, является тот факт, что Краунча, как говорится здесь, родился от пота Богини (а не от пота Шивы). Должно быть, это произошло, когда она бродила по Земле, будучи девственницей, чтобы установить священные центры тантрического поклонения (как описано во второй главе текста, см. ниже).
В то же время (возвращаясь к стандартной версии Шива-пураны) Шива, все еще преодолевая скорбь и отвращение к внешнему миру, решает продолжить свой аскетизм в районе Гималаев. Химавант выходит вежливо поприветствовать его; Шива принимает его приветствие, но выражает желание, чтобы в будущем его не беспокоили. Тем не менее, Химавант (отметив бедное состояние Шивы) в скором времени повторно появляется со своей дочерью, которую он представляет (с ее полного согласия) в качестве горничной. Шива на мгновение открывает глаза, но закрывает их вновь сразу же, когда он видит ее ослепительную красоту. Слегка возмущенный, он просит Химаванта оставлять его дочь дома для выполнения необходимых обязанностей. Но это неприемлемо для Кали, которая обращается к Шиве с философской дискуссией, доказывая, что он, как вселенское Я, ничего не может без нее, как Шакти – вечной силы (Шива-пурана 2.3.13.1-22). Шива не может опровергнуть ее доводы и соглашается на ее ежедневное служение. Все это изложено с пураническим многословием, что имеет тенденцию скрыть динамизм истории. Тантрическая версия, как мы увидим, совершенно иная.
Теперь события развиваются стремительно. Боги, понимая, что настало время, отправляют Каму (любовь), при содействии его друга Васанты (весна) и жены Рати (страсть) – в стихе 19 Кубджикамата-тантры упоминается вторая жена по имени Прити (радость) – к Шиве с заданием поразить его цветочными стрелами. Шиве удается избежать стрел, но влияние одной стрелы Шива чувствует, и по той причине, что Парвати оказывается на виду, его серьезно атакуют эротические страсти. Но он восстанавливает самообладание, и огненные искры из его третьего глаза превращают Каму в пепел (этот Бог тоже может умереть!). Это один из наиболее известных в индуистской мифологии эпизодов.
Из-за неудавшегося согласованного нападения на целомудренность Шивы, Кали в слезах возвращается домой. Но вскоре она приходит в себя и принимает решение о выполнении самой суровой аскезы, не проводимой на Земле прежде (Шива-пурана 2.3.22.61 и далее). Все существа на Земле начинают ощущать ее последствия. Даже кошки и мыши живут какое-то время дружно. Боги, испугавшись еще одного уничтожения, пришли к Шиве под предводительством Вишну смиренно просить, чтобы он женился на Парвати. После некоторых колебаний, Бог, движимый религиозностью, соглашается. Мир вновь спасен, и все с радостью принимают участие в брачной церемонии, в которой наиболее важные Боги выступают священнослужителями. Как само собой разумеющееся, обряды проводятся в соответствии с ведическими предписаниями. Вишну (а не отец невесты, Химавант) берет на себя обязанность отдать невесту (Линга-пурана 1.103.45 и след.), а Брахма выступает в качестве священника (хотар). Вопреки тому, что можно было бы ожидать в Тантре, Кулаликамная (3.25 и след.) содержит фиксированные, чтимые временем детали ритуала. В стихе 25, Шива даже жалуется (вызывая жалость к себе), что он не может жениться, потому что необходимые участники отсутствуют на церемонии, но Боги разрешили эту проблему.
В завершение беглого обзора мы не можем не отметить парадокс, прослеживающийся в данной истории на различных этапах: превозмог ли Шива мастерство стрельбы из лука Камы из-за аскетизма Парвати, или из-за преданности Богов? По версии Кулаликамнаи, проблема менее заметна, хотя и присутствует между строк. Здесь (KMT 3.18) кажется, что Кама сожжен, когда он ловит взгляд пораженного любовью Шивы, из уголка глаза. Но страсть Бога сильна, и брак кажется неизбежным. Относительно аскетизма Деви текст остается практически безмолвным, за исключением двух кратких упоминаний (КТМ 3.12 и 24). Но затем вновь описывается преданность Богов (KMT 3.21 и далее), как решающий фактор, благодаря которому неуверенность Бога, наконец, отбрасывается.
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
И ещё — частенько встречается слово Бог с маленькой буквы. Это непонятно. Обратите внимание на последний абзац текста. Возможно необходимо исправить.
Миф — это описание человеческим языком и на человеческом уровне восприятия вещей, неподвластных человеческому уму.
Предание — повествование о том, что случилось некогда и запомилось определённым образом.
Миф — термин для описания событий «вне времени», а точнее событий из пространства с несколькими временами. Мне очень нравится это слово.
О богах Эллады — только мифы. О христианских святых — предания. Но и то, и другое — реальности.
Впрочем, он своей деятельностью пусть не на долго, но поставил себя выше Бога, решив, что может управлять Его эмоциями. За это и пострадал… Но всё-равно сочувствую.
У греков функции Камы исполняет Афродита. Девушку испепелять за то, что она в том-то страсть разжигает как-то не принято :) Либо получится, либо нет…
Важнее же источник силы, а не его проводник! У неё еще сомны амуров на службе :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.