Харе Кришна →  О гуру-таттве

Письмо Госвами Махараджа о гуру-таттве

В одной из своих лекций Шрила Прабхупада сказал: «Предаться Кришне означает предаться Его представителю.
Когда кто-то предаётся Кришне, он обретёт Его милость, и первое проявление этой милости — Кришна направляет его к Своему представителю. Если человек серьёзен в своём намерении предаться Кришне, то Кришна поможет будет помогать ему как изнутри, так и извне. Изнутри, как Сверхдуша, Он подскажет ему: „Иди к этому учителю“. Гуру Кришна прасаде пайя бхакти-лата-биджа»1.

Итак, ты сомневаешься [в своём письме] в твоём и моём положении [как духовных наставников]. К кому же Кришна направляет людей?

К одному? Или нескольким? Или их много? Или «никто не серьёзен в своём намерении», и поэтому Кришна никого ни к кому не направляет? Ведь именно Кришна обещает: е ятха мам прападьянте тамс татхаива бхаджамй ахам2, сарва дхарман паритьяджья… ма шучах3 и т. д. От него исходит сила самопредания. Или сам Кришна утратил Своё могущество и не способен явить Себя? Или Он не способен найти подходящего посредника, чтобы через него распространить духовное знание?

Шрила Шридхар Махарадж однажды выразил ответ на все эти вопросы в одной замечательной фразе: «Именно интенсивность внутреннего стремления, та степень, в которой человек искренен в поиске Истины, определяет, с каким уровнем теистического знания он соприкоснётся и какое качество духовного он общения обретёт. Всегда есть градация. Если мы не признаём градации, то наши выводы теряют всякий смысл.

В первой главе „Чайтанья-чаритамриты“ под названием „Духовные учителя“, после шлоки ачарьям мам виджаниям4 и идущих вслед за ней четырёх главных стихов „Бхагаваты“5, следует шлока

чинтаманир джайати сомагирир гурур ме
шикша-гуруш ча бхагаван шикхи-пинчха-маулих6

Из всех шлок о гуру-таттве именно эта наиболее ясно подчёркивает необычайную широту концепции гуру. Здесь в качестве гуру выступают женщина лёгкого поведения, учитель майявады и Сам Кришна. Из этого ясно, что Кришна всегда открывает Себя в разной степени, согласно духовной потребности практикующих, чтобы дать им возможность дальнейшего развития.

Прабхупада пишет: „Билвамангала Тхакур вновь стал на путь духовной жизни благодаря словам блудницы. Позднее Тхакур увидел в ней своего духовного учителя, и в нескольких местах своих произведений он почитает её, прославляя имя Чинтамани как той, кто указал ему верный духовный путь“. Чинтамани считается патха-прадакшака гуру.7

Была ли она „представителем Кришны“? Или всё это нужно считать лишь литературной фантазией, никак не свяанной с подлинной духовной жизнью? Билвамангала Тхакур не сомневается в том, что через неё он получил подлинное духовное откровение. Более того, невзирая на то, что с мирской точки зрения она была женщиной лёгкого поведения, он воспевает её словами „Джая Гуру!“ По роковой случайности он сошёл с пути санньясы, но вернулся на него и написал книгу своих духовных откровений. Следует ли нам после этого относиться к этой книге всерьез и изучать её? Сам Махапрабху ответил на этот вопрос, наслаждаясь её стихами в обществе своих близких спутников, за плотно закрытыми дверями, вместе со Сварупой Дамодаром и Раманандой Раем.

Вопрос о квалификации духовного наставника в очень острой форме возник после ухода Шрилы Сарасвати Тхакура. Шрила Шридхар Махарадж вспоминал: „Когда ушёл наш Гуру Махарадж… один астролог объявил, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был настоящим вайшнавом… но среди его последователей нет никого такой же квалификации. Я задал ему вопрос: Правда, ли что Бхактисиддханта Сарасвати был величайшей личностью, пришедшей из нематериального мира? Да, — ответил астролог. И он воплотился с определённой миссией, желая принести благо этому миру?“ „— Да“. „Но мог ли он действительно дать духовное знание обычным людям? Обладал ли он таким могуществом?“ „— Да“. „— Так неужели то, что он пришёл дать всему миру, он не смог бы дать одному человеку?“

Точно так же мы любим говорить (и это правда), что Шрила Прабхупада „распространил Сознание Кришны по всему миру“. Можно привести в качестве примеров бесчисленное множество людей, ставших „сознающими Кришну“ по его милости. Совершенно или нет их понимание Сознания Кришны? Кто вправе судить об этом? Но даже если нет полностью совершенных, мы видим, что многие люди обладают Сознанием Кришны до некоторой степени, и другие могут получить благо от общения с ними.

Шрила Шридхар Махарадж часто говорил: „Может не быть такой же глубины, но как бы то ни было, преемственность должна продолжаться“. Помня об этих его словах, я думаю, что мы, соприкасавшиеся с Сознанием Кришны более сорока лет, обязаны вселять веру в людей, обращающихся к нам, а не смотреть сложа руки, как они пропадают в океане бессмысленной материальной жизни.

И если кто-то искренне чувствует, что духовную субстанцию, которую он ощущал в своём гуру, никто больше дать не способен; если он видит, что она изменена, потеряна, искажена до неузнаваемости, тогда, возможно, в таких чрезвычайных обстоятельствах, он должен взять на себя ответственность и сам занять положение ачарьи.
Примечания

1 брахманда бхрамите кона бхагйаван джива /
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

»Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ, тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя преданного служения«. (»Шри Чайтанья-чаритамрита«, Мадхья-лила, 19.151)

2 йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам /
мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах

Как человек вручает себя Мне, так же Я и отвечаю ему. Будучи конечной целью всех учений и философий, Я — высшая цель каждого. О Партха, несомненно, все люди следуют различным путям, установленным Мною. (»Шримад Бхагавад-гита«,4.11)

3 cарва-дхарман паритйаджа, мам экам шаранам враджа /
ахам твам сарва-папебхйо, мокшайишйами ма шучах

Полностью отказавшись от всех видов религиозности, предайся исключительно Мне. Я освобожу тебя от всех грехов, поэтому не отчаивайся. (»Шримад Бхагавад-гита«, 18.66).

4 ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит /
на мартйа-буддхйасуйета сарва-девамайо гурух

Знай, что ачарья во всем равен Мне Самому. Никогда не думай о нем плохо и не осуждай его как одного из смертных существ, поскольку он воплощает в себе всю божественность. (»Шримад Бхагаватам«, 11.17.27

5 Четыре шлоки из второй песни „Шримад Бхагаватам“, в которых содержится вся суть „Бхагаваты“ (чатур-шлока), стихи с 2.9.33 по 2.9.36.

6 Слава Чинтамани и моему дикша-гуру Сомагири! Слава моему шикша-гуру, Верховному Господу, чей венец украшает павлинье перо!(»Шри Чайтанья-чаритамрита«, Ади-лила, 1.1.57).

7 патха-прадакшака гуру — гуру, указывающий путь, человек, вдохновляющий идти путём преданного служения.
1


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:
комментарии(1): 
andru47au33 17 марта 2011, 17:07 #
0 
Каждый ложный гуру обеспокоен перетягиванием энергетики учеников со святого, которому поклоняется на себя любимого. Очень заметно это, например, в высказывании Шрила Прабхупада: «Предаться Кришне означает предаться Его представителю.
Когда кто-то предаётся Кришне, он обретёт Его милость, и первое проявление этой милости — Кришна направляет его к Своему представителю. Если человек серьёзен в своём намерении предаться Кришне, то Кришна поможет будет помогать ему как изнутри, так и извне. Изнутри, как Сверхдуша, Он подскажет ему: „Иди к этому учителю“. Гуру Кришна прасаде пайя бхакти-лата-биджа»

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.