Ганеша →  ГАНАПАТИ (Историко-Ведическая справка)

Слово «Ганапати» (Ganapati) в Риг Веде означало «дважды» и не имело отношения к Ганеше, а приписывалось Брихаспати (Brihaspati). В Х Мандале (Mandala) «Ганапати» использовалось при описании Индры. Майтраяни Самхита (Maitrayani Samhita) упоминает, однако, Ганапатьев (Ganapatyas), то есть почитателей Ганапати. К Ганапати также обращались как к Хастимукхе (Hastimukha), Данти (Danti).
В поздневедический период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита (Tayttiria-Samhita)).

Тайттрийя Араньяка (Taittriya Aranyaka) и Нараяна Упанишада (Narayana Upanishada) обращаются к Ганапати как к Вакратунде (Vakratunda) и Данти (Danti). В Ганеша Атхарва-ширше (Ganesha Atharva-shirsha) — как к Экданте (Ekdanta), Вакратунде и Данти.

Манава-Грихья-Сутра (Manava-Grihya-Sutra) повествует о четырех типах Винайака (Vinayakas) (недоброжелательные формы Ганеши). Когда человек одержим одной из них, он ведёт себя как сумасшедший, видит дурные сны. Принцы при этом отказываются от своих титулов, девушки отказываются от замужества, замужние женщины отказываются иметь детей, наставники и учителя забывают все свои знания. Некотрые магические формулы предписывались для рассеяния зла, причинённого Винайяка.

В Баудхаяна-Дхарма-Сутре (Baudhayana-Dharma-Sutra) к Ганапати обращаются как к Вигхне (Vighna), Винайаке (Vinayaka), Стхуле (Sthula), Хастимукхе, Вакратунде, Экданте и Ламбодаре (Lambodara).

В Яджнуайялкья-смирити (Yajneyayalkya-smriti) Винайяка назначается владыкой Гана (Ganas). Его функция — создавать препятствия в исполнении жертвоприношений. Его мать Амбика-Парвати (Ambika-Parvati). Умиротворить его очень трудно.
Боги Шиваитов (Saivite) возможно имели неарийское происхождение и решительно противопоставлялись Арийскому культу, или являлись обожествленными в дальнейшем вождями неарийских племен. Со временем они перестали представлять опасность для культа Яджнья (Yajnya) и потеряли связь с разрушением Яджнических (Yajnic) жертвенников. Две культуры объединились. В процессе объединения неарийские божества были поглощены культом Ариев, а характер чуждых богов изменился и приобрел благие черты.
В ходе ассимиляции в культ Ариев характер Ганеши изменился. Из перовначально злобного и неблагоприятного божества он стал благим. Показателем этого служит тот факт, что любая церемония должна начинаться с обращения к нему.
Обучение индийских детей начинается с «Шри Ганешайя Намах» («Шри Ганешайя Намах»). Его образы находятся в домах, храмах и т.д.
Ранние изображения бога не были приятны. Его слоновья голова Хаста-мукха (Hasta-mukha) описывалась как кривая (Вакратунда) и имеющая только один бивень (Экданта). Он Ламбодара, или Гхатодара — то есть имеет отвисший живот, толстобрюхий, он Вигхнеша — Владыка препятствий.

В эпосе и пуранах Ганеша является сыном Шивы и Парвати, братом Сканды (Skanda), возглавляет свиту божеств Ганов (Ganas), окружающих Шиву, и носит также имя Ганапати (Ganapati) — «владыка Ганов».
3


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.