Мантра Йога →  Использование мантр в традиции Натхов.

В традиции натхов, кроме мантры Горакшанатха, используются различные виды мантр, в зависимости от условий и необходимости. В целом, мантры можно разделить на следующие категории:

1. Вайдика мантры — мантры ведического периода (из текста Вед); как правило, они требуют долгой пурашчараны, ньясы занимают длительное время. Начинаются со звука Ом.
2. Пураника мантры, в которых, в основном, используются имена Божеств (нама-мантры); в практике применяются мурти Божества и другие предметы пуджи.
3. Тантрика мантры — это мантры с использованием множества биджа-мантр, а также янтр Божеств. В тантре для реализации сиддх мантры нужно начитать ее много раз (пурашчарана или ануштхана). Например, мантра Деви состоит из 9-и слогов, соответственно, ее следует начитать 9 Лакхов, это 900 000 раз. После чего в тантрической пурашчаране совершается хаван или агнихотра (возлияния масла гхи в огонь). Для этого нужно поделить это число (900 000) на 10 и во время агнихотры повторить мантру еще 90 000 раз с возлияниями гхи в огонь. В результате всего процесса садхака получает силу этой мантры, т.е. реализовывает ее. Обычно, тантрики совершают много самых разных пурашчаран и развивают различные сиддхи.
4. Шабар мантры — мантры, которые могут быть составлены на любом языке, в отличие от описанных выше. Считается, что через шабар-мантры проявляется воля Шивы, поэтому они не требуют пурашчараны и действуют практически сразу.

В ежедневной практике (нитья-садхана), помимо дикша-мантры, натха-йогины используют мантры для основных действий в течение дня (пробуждение, омовение, принятие пищи, отход ко сну), для йогических атрибутов (четки, асана, одежда, лангот, нади-джанео, кундалы, тришула и пр.), для почитания Гуру и Божеств и другие.

Мы приведем здесь некоторые из мантр, которые может использовать любой желающий.

Мантры для почитания Горакшанатха

ОМ shiva gorakSha yogi

ОМ shiva gorakShanAthAya namaH

Мантры для освящения пищи

Есть несколько распространенных вариантов, например:

oM saha nA vavatu saha nau bhunaktu
saha vIryam karavA vahai
tejasvi nAva dhItamastu
mA vidvishA vahai
oM shAntiH shAntiH shAntiH

«Ом. О, Бог защити нас. Прими нас обоих. Позволь нам достичь силы. Пусть нашe излучение освещаeт нас. Пусть не будет ссор и вражды между нами. Oм. Mир, мир, мир». Эта мантра используется не только для освящения пищи, но также как шантипат-мантра (провозглашение мира).

Или вот тантрический вариант освящения пищи:

annam brahma, raso vishnu, bhoktA Deva maheshvaraH
oM prANAya svAhA
oM apAnAya svAhA
oM vyAnAya svAhA
oM udAnAya svAhA
oM samAnAya svAhA

«Пища — это Брахма, вкус — Вишну, наслаждающийся едой — Махешвара. Ом приветствие пране. Ом приветствие апане. Ом приветствие вьяне. Ом приветствие удане. Ом приветствие самане.»

А это шлока из «Бхагават-Гиты», которая также используется для освящения пищи:

haM vaishvAnaro bhutva, prAninaM dehamAshritaH,
prAnApAnasamAyuktaH, pachAmyannaM chaturvidhaM

«Я есть Вайшванаро, всепроникающая космическая энергия, пребывающая в телах живых существ. Будучи соединенной с дыханием жизни, входящим „прана“ и выходящим „апана“, Я поглощаю различные виды (4 разновидности ) пищи.»

Еще одна бходжана-мантра:

oM annapUrNa sadApUrNe sha~NkaraprANavallabhe
jAnavairAgyasiddhyarthaM bhikShAM dehi ca pArvatI
mAtA ca pArvatI devI pita devo maheshvaraH
bAndhavAH shivabhaktAshca svadesjo bhuvanatrayam
oM pUrNamadaH pUrNamidaM pUrNAtpUrNamudacyate
pUrNasya pUrNamAdAya pUrNamevAvashiShyate
oM shAntiH shAntiH shAntiH
oM shivArpaNamastu

«ОМ. Возлюбленная Шакти Шивы, Полнота вечно и полно проявлeнная, как эта пища; о, Мать вселенной, накорми нас этой благословенной пищей, а также позволь достичь знания, спокойствия и духовного совершенства. Богиня Парвати – моя мать. Господь Махешвара – мой отец. Все преданные Шивы – моя семья. Все три мира – мой дом. ОМ. Шива есть Полнота. Творение – Полнота. Из Полноты Шивы происходит Полнота мира. Но, несмотря на это, Полнота Шивы не иссякает. ОМ. Мир, мир, мир. Да будет все предложено Шиве»

Существует множество вариантов мантр освящения пищи, можно использовать любую из них. Мантра читается до еды, поскольку пищу перед принятием надо очистить. Нужно взять в правую ладонь несколько капель чистой воды, провести над едой круг смотрящей вверх ладонью с водой, читая указанную мантру, или можно просто сказать «Алакх Ниранджан» (натховский вариант). После чего, воду следует вылить из ладони слева от себя (не на еду).

Мантры для асаны

Мантра для асаны очень важна; обычно в традиции она считается необходимой. Асана в данном случае — это место, где Вы сидите, совершаете дхьяну, пранаяму, джапу, пуджу, хому и пр. Существует много вариантов асана-мантры.

Асана-мантра читается следующим образом. При себе необходимо иметь «патру» с водой, это небольшой сосуд с чистой водой для «ачаманьи» (очищения). Нужно набрать немного воды в правую ладонь и окропить асану с мантрой:

OM sat namo Adesh, gurujI ko Adesh
OM gurujI man mAru maidA karu karu chaknAchUr
panca Maheshvara Aj~nA kare to baiTU Aasana pUra
shrI natha jI gurujI ko Adesh Adesh
Guru ko Adesh Adesh

или

Om кrim devaya sheshanagaya dharana dharaya asan dhidha siddhaya sAdhAna prityartha dhridha kuru kuru me

Или еще такой распространенный вариант:

Om apAvitraha pAvitro vA sarvavasthangatopi vA yaHsvaretpundrishkashaM sa vAhamyentaraH ShuchiHi

Далее нужно сесть на асану, и, набрав еще воды для ачаманьи в правую руку, трижды произнести мантры и символически отпить воду три раза.

Om sat namo Adesh
Om guru jI ko Adesh
Om sadgurujI, nAth jI ko Adesh

После этого можно практиковать садхану в виде мантра-джапы или другие.

Дхупамантра (мантра для предложения дхупы — благовоний)

dashA~NgaM guggulopetaM sugandhaM sumanoharam
AgherayaH-sarvadevAnAM dhUpo.ayaM pratigR^ihyatAm

«О, Господь! Здесь предлагается благовоние сделанное из душистых трав. Оно предназначается для Девов. Пожалуйста, прими его»

Мантры в пранаямах и асанах

В пранаямах можно использовать Гаятри-мантру, мантру «so-ham». В Индии при выполнении пранаям садху часто используют мантры, связанные с тем или иным Божеством, например панчакшара-мантра: «oM namaH shivaya», а также биджа-мантры, например, «laM», «yaM».

В асанах можно использовать короткий вариант маха-мритьюнджая-мантры: «oM oHauM oM juM oM saH».

Защитная мантра

Для защиты идеальны мантры, посвященные Хануману, Бхайраве, Дурге, Ганеше и Нрисимхе. Кроме мантр для защиты существуют также специальные тексты — кавачи. В традиции натхов Горакшанатх является не только покровителем йогинов, но также может выступать их защитником. Имя «Горакша» состоит из «го», что в данном случае означает Вселенную, всех живых существ, и «ракша» — защитник.

Вот одна из защитных мантр Горакшанатха:

oM caitanya shiva gorakShanAthaya namaH

Эту мантру нужно произнести 7 раз, одновременно с ее прочтением, рукой над головой рисовать круг по часовой стрелке.

Мантры о мире (шантипатхи)

Подобных мантр также очень много. Их используют в самых разных ситуациях, а также в практике йоги — обычно шанти-мантра читается в занятий. Они приносят покой и мир практикующим.

loka samasthA sukhino bhavantu
loka samasthA sukhino bhavantu
loka samasthA sukhino bhavantu
Om shAnti shAanti shAnti

«О, Господь! Пусть весь мир будет счастлив! О, Господь! Пусть весь мир будет счастлив! О, Господь! Пусть весь мир будет счастлив! Ом мир, мир, мир»

Вот другая шанти-мантра:

Om diyo shanti
antareeksham shanti
prathvi shanti
apa shanti
ausadhaya shanti
vanaspataya shanti
viswadevaya shanti
brahma shanti
sarvam shanti
santhireva shanti
Om shAnti shAnti shAnti

«О, Господь! Да будет мир на небесах, на небе, в воздухе, на земле и в воде. Да будет мир всем лечебным травам, овощам, небесным существам, мир Творцу, мир всем. Позволь быть одному только миру. Ом мир, мир, мир.»

Ведическая молитва о мире:

asato mA sadgamaya
tamaso mA jyotirgamaya
mR^ityor mA amR^itaM gamaya
OM shAnti shAnti shAnti

«Веди нас от неистинного к истине, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию, ОМ мир, мир, мир»

Вот также очень распространенная шанти мантра:

Om sarvesham svantir bhavatu
Om sarvesham shantir bhavatu
Om sarvesham poornam bhavatu
Om sarvesham mangalam bhavatu

«Пусть все достигнут благополучия, пусть пребывают в мире, пусть все обретут наполненность, пусть все процветают»

sarve bhavantu sukhinaH
sarve santu nirAmayAH
sarve bhadrANi pashyantu
mA kashcid duHkhabhAg bhavet

«Пусть все будут счастливы, пусть будут здоровы, пусть все узрят блага, да не будет никто несчастным»

loka samasthA sukhino bhavantu

«О, Господь! Пусть весь мир будет счастлив! Ом мир, мир, мир.»

Вот еще варианты шантипата:

OM ApyAyantu mamA~NgAni vAk praNashcakShuH
shrotramatho balamindriyANi ca sarvANi
sarvaM brahmaupaniShadaM mA.ahaM nirAkuryaM mA mA brahma
nirAkarodanirAkaraNamastvanirAkaraNaM me.astu
tadAtmani nirate ya upaniShatsu dharmAste mayi santu te mayi santu
OM shAntiH shAntiH shAntiH

«Ом. Пусть мои члены, речь, прана (жизненный воздух), глаза, уши, а также все мои чувства обретут силу. В Упанишадах — все есть Брахман. Не позволь мне отрицать Брахмана. Пусть Брахман не отрицаeт меня. Пусть не будет отрицания Брахманa.Пусть Брахман не отрицает ничто. Пусть достоинствa Упанишад наделят меня преданностью к Атману. Пусть они будут во мне. Ом мир, мир, мир.»

OM bhadraM karNobhiH shR^iNuyAma devAH bhadraM pashyemAkShabhiryajatrAH
sthiraira~NgaistuShTuvAMsastanUbhirvyashema devahitaM yadAyuH
svasti na indro vR^iddhashravAH svasti naH pUShA vishvavedAH
svasti nastArkShyo ariShTanemiH svasti no bR^ihaspatirdadhAtu
OM shAntiH shAntiH shAntiH

«Ом. О, Боги! Пусть наши уши слышат благоприятнoe. О, досточтимыe! Пусть наши глаза зрят благоприятнoe. Позвольте прожить нам отведенный Богом промежуток жизни, воспевая вам хвалу. Да благословит нас традиционно прославляемый Индра. Да благословит нас всезнающее Солнце. Да благословит нас Вайю, защитник от вреда. Да благословит нас Брихаспати. Ом мир, мир, мир»

Данная информация об использовании мантр в традиции Натхов найдена здесь.
2


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:
комментарии(29): 
SadaaShiva 1 февраля 2009, 17:02 #
1 
Дополню по мантре на освящение пищи, хотя ее мы читаем перед приемом пищи:

АННАМ БРАХМА, РАСО ВИШНУ, ПАКТО ДЕВО МАХЕШВАРАХА |
ЭВА ДЖНАТВА ТУ ЙО БХУНКТЕ, АННА ДОШО НА ЛИПЙАТЕ ||

Пища — Брахма, вкус — Вишну, переваривает — Шива!
Зная это во время приема пищи, даже вредная пища не навредит!

АННА — пища. РАСО — вкус. ПАКТО — повар, варить.
ЭВА — это, ДЖНАТВА — зная так. ТУ ЙО — тот кто,
БХУНКТЕ — принимает пищу, АННАДОШО — вредная пища,
НАЛИПЙАТЕ — не навредит.
gajatri1 9 февраля 2009, 18:29 #
0 
А как насчет того, что мантры должны передаваться по цепи преемственности от Учителя к ученику?
SadaaShiva 9 февраля 2009, 19:07 #
0 
Так иесть, а иначе мы бы их и не получили и не смоглибы дать другим. Это и есть цепь ученической приемственности.
gajatri1 9 февраля 2009, 19:13 #
0 
а нам почему достается «на халяву»? :)
SadaaShiva 9 февраля 2009, 19:36 #
0 
Это Милость Учителей из ученической приемственности.
SadaaShiva 9 февраля 2009, 19:37 #
0 
Почему? Да потому что никто кроме имеющего особые качества и подготовленного никто не станет этому следовать — Естественный отбор!
gajatri1 9 февраля 2009, 19:46 #
0 
Ну, все-таки я читала в классических текстах (в частности, в Ману самхите), что без благословения Учителя этого делать нельзя. Но вообще-то и само по себе чтение Ману самхиты в наше время — хороший стресс :)))
SadaaShiva 9 февраля 2009, 20:16 #
0 
Совершенно верно. Мантра получена, Иантра нашла своих последователей, а тем более мантра для чтения перед приемом пищи.
Badha 11 февраля 2009, 00:52 #
0 
Уточните, пожалуйста. Это относится к Дикша-мантре или ко всем? Я понял так, что раз я повторяю матнру и отношусь к ней как к Мантре, то я ее «получил»?

Рецитация Паньчакшары, насколько я понимаю, допустима без дикши?
admin 11 февраля 2009, 12:55 #
0 
Панчакшара — без дикши.

Мантру Вы можете получить у того, кто сам её получил из живого источника (не из книги).

Есть так же «фокусы» с оживлением мантр. Насколько я знаю, Брахма Гаятри мантра позволяет включать остальные мантры. То есть любую, даже «книжную» мантру Вам может «оживить» получивший инициацию Брахман. И теперь знаю, что даже Брахма Гаятри Мантру надо читать только после того, как прочитана мантра Ганеше, например, я перед чтением любых мантр повторяю 3 раза ОМ ШРИ МАХА ГАНАПАТАЕ НАМАХА.
Badha 11 февраля 2009, 13:08 #
1 
Спасибо
у меня порядок примерно такой же -сначала Ганеше
admin 11 февраля 2009, 13:19 #
0 
А Вы, Badha получали инициацию в какой-либо традиции, или на энтузиазме практикуете?
Badha 11 февраля 2009, 13:23 #
0 
на энтузиазме. присматриваюсь к авторитетным (по моим субъективным конечно понятиям) линиям, это так интересно. Так же вокруг меня кружат «трансцедентальные медитаторы», чур меня, чур, Господи.
admin 11 февраля 2009, 13:33 #
0 
Тогда — Панчакшара (Нама Шивая) на Рудракше.
Я слышал, что Шадакшару (ОМ Нама Шивая) могут повторять ТОЛЬКО брахманы… Так вот — если промедитируете на Единство своего сознания и Единого Сознания Бога — считайте, что можете повторять. :)))) Остальное — от Самого Шивы придёт.
Не нужно дерево выращивать, чтобы Рудракшу получить… Купите себе чётки, посмотрите, чтобы хорошие были, без трещин, лучше — сразу две малы купить, всё равно — перевязывать будете. Поверьте, Рудракша — это нечто совершенно особенное. Сам Шива. Прогресс обеспечен.
Выбрать себе Рудракшу можно здесь.
В основном — наиболее распространены 5-мукхи (пятиликие) Рудракши. Я считаю, что не стоит заморачиваться насчёт других вариантов, так как именно пятиликие — сам Шива. Ом Нама Шивая на пятиликих — просто супер.
Badha 11 февраля 2009, 13:45 #
1 
Благодарю Вас за воодушевляющий комментарий, большое спасибо, пусть у вас все получается.

«Пятиликие» я всматриваюсь в картинки и не могу понять там что 5 граней у зерна???? Или там рисунок есть?
admin 11 февраля 2009, 14:08 #
0 
Когда на зерно Рудраши смотрите сбоку, со стороны отверстия, всё само собой становится понятно. :)) Я Вам говорю, если закажете чётки — скорее всего будут именно пятиликие, но берите 2 малы, так как часто — попадаются битые. Нужно, чтобы все бусы были идеальные. Берите лучше всего с указанного адреса «Четки из рудpакши 108 бус.Бол d~15mm» — это именно то, что надо для повторения мантры — очень хорошо ощущаются в руке. Для ношения на теле — конечно, лучше малые, 8 мм диаметр.
prana 17 февраля 2009, 22:13 #
1 
я раньше повторял разные мантры. раз даже кундалини по сушумне прорывала и душу через макушку выносила. тоже начинал всегда с повторения мантры Ганеши. не вижу в этой мантры биджи [ГАМ] я так понял что биджа очень важная часть мантры. я повторял аум гам ганапатайа намаха потом повторял мантру Сарасвати аум айм сарасвати намаха
admin 18 февраля 2009, 09:59 #
0 
:) Супер. Насчёт уточнения про Биджу — согласен. С биджами — гораздо эффективнее. Можете рассказать подробнее — о мантре, которая дала такой эффект (кундалини, макушка...)??? И о том, куда попали — если не секрет...?
SadaaShiva 20 марта 2009, 18:12 #
0 
Что значит «дикша-мантра»? Интересный оборот!
prana 18 февраля 2009, 12:27 #
0 
я бы хотел пережить этот опыт снова, но растерял какие-то внутренние понимания. нет былой решимости. чтоб получить этот опыт нужно научиться копить и не расстрачивать свою шакти на излишние чувственные наслаждения. их нужно свести к минимуму.шакти уходит от наслаждения изыскаными блюдами. она уходит от наслаждения кармической музыкой. наслаждение красивыми формами тоже высасывает весь потенциал.легче всего потерять шакти это речь. я не хранил мауну, но на тот момент я говорил только те слова которые нужны были на работе. ум называют svantah внутреннее я или второй я. и слушать его тоже вся шакти уходит. переставая наслаждаться общением появляется способность более глубоко размышлять и сосредотачиваться. Дхаммапада была для меня основным объектом медитации. больше внимания уделял чтению и размышлению чем повторению мантр. я не ставил свою практику в какие-то рамки. мне никто не говорил повторяй столько, читай столько. даже материальные страдания помогали мне углублять свои размышления и понимание. при формировании определенного виденья мира даже ум не забирает шакти и в какой-то момент эта шакти побуждает кундалини проснуться. я думал что этот опыт даст высший вкус который убьет мои материальные желания, но нет они остались и в какой-то момент начали расти. возможно тогда планеты стояли благоприятно и я смог на время обуздать свои чувства, а сейчас с моим раху-кету духовная практика далека от былой интенсивности.
admin 18 февраля 2009, 13:33 #
0 
Помните, Вы говорили о том, что один из Госвами утратил Духовное видение после того, как случайно оскорбил Вайшнава?…

Теперь задумайтесь о том, чью точку зрения и зачем Вы отстаиваете, пытаясь так или иначе унизить Шиву… И к чему это ведёт. И чего Вы на самом деле хотите!

Спросите у своего сердца — действительно ли Ваш выбор — это текущие непрекращающимся потоком слёзы от разлуки??? Или Вы лжёте себе?

Зачем Вы пришли в этот мир? Не затем ли, чтобы найти Бога??

И когда Вы его практически нашли… Пришло Большое Испытание! А это испытание зовётся апарадхой.

Я для себя решил, что лезть на высочайшие уровни мне как бы это сказать… «рановато». Мир Кришны, образ мыслей Чайтаньи — Совершенно Высочайшие уровни, несовместимые с нашим измерением.

А что мы «имеем» здесь? БОГА! В НАШИХ СЕРДЦАХ!

Быть ЧЕСТНЫМ! БЫТЬ С БОГОМ, не допуская посредников между Дживой и Шивой!

Прочтите (попробуйте понять) это. Вы не согласитесь со всем, что там написано, но поймёте, почему я Вам это предложил.
prana 18 февраля 2009, 15:09 #
0 
не знаю может Вы и вправду с Шива-локи свалились.
Шрила Прабхупада однажды прервал спор своих учеников с вишнуитами и сказал с кем вы спорите? их сварупа служить Нараяне на Вайкунтхе.
я думаю у Вас самих не мало шансов на апарадхи. не в одном месте у Вас то те плохие то другие. это нарушение этикета может оставлять шрам на теле чьей-то шрадхи. вероломство — по простому.
Шри Джишну пр. собрал материал из шастр на тему апарадх. Вам бы не мешало послушать этот семинар. может мне мерещется, но я вижу в Вас человека склонного к критике. а критика в которой нет желания помочь, как правило продиктована завистью.
admin 18 февраля 2009, 17:05 #
0 
«Нет желания помочь» — это Вам действительно «мерещится», прошу прощения, Вашими словами — отвечаю. На самом деле — если я и критикую, то «предметно», не стремясь оскорбить. Вы заметили, что «спорные» темы на сайте это в основном — выдержки из авторитетных Писаний? Отсебятины нет. От себя — Только Восторг!
Badha 19 февраля 2009, 15:28 #
0 
Почему этот Глашатай кушает мясо? Это я о ссылке
admin 19 февраля 2009, 20:10 #
0 
Я не говорю, что он прав абсолютно. Но его позиция — понятна. Опять же — она в гармонии с окружающим миром. Шире смотрите. Когда увеличиваются в количестве демоны, воплощённые на земле — приходит Сам господь дабы очистить мир. (Бхагавад Гита...) Так и апокалипсис — для одних (демонов) — конец света. А для детей Божьих — конец тьмы.
prana 18 февраля 2009, 17:46 #
0 
писания могут быть одни, но разное расставление акцентов. и получать шикшу там где акценты сделаны на других философских аспектах подобно переливанию крови другой группы. кровь хорошая, чистая, но другая группа может привести к смерти. такое общение можно приравнять к асат санге. на высших ступенях даже общение с преданным находящимся в другой рассе можно рассматривать как асат сангу. мы должны иметь сваджатийа-садху сангу с преданными имеющими схожим настроением служения.
admin 18 февраля 2009, 18:52 #
0 
Ок. :)
Высшая ступень это какая?
Васудева есть всё?
Что остаётся после утраты ложного эго?
prana 18 февраля 2009, 20:15 #
0 
спросите у Шивы чем руководствовались гопи когда побили Его в образе маленькой девочки и не позволили учавствовать в раса-лиле. охранником пожалуйста, а для раса-лилы прости но не квалифицирован.
admin 19 февраля 2009, 11:10 #
0 
Откуда эта информация?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.