Многоликая Йога →  Пратьяхара

…Наверное, нет более превратно истолковываемого раздела в йоге, чем пратьяхара – причем, берутся судить о предмете абсолютно все, даже те, кто и «Йога-сутр» в русском переводе никогда не читал. На самом деле, тема очень сложна и неоднозначна – как с точки зрения того, что есть пратьяхара в «традиции», так и с точки зрения современной науки. Вопрос усложняется еще и тем, что пратьяхара служит неким «рубиконом», или «пропастью» — между чисто фитнесово-гимнастическими активностями, и, собственно, Йогой, т.е., ее высшими разделами.
«Страсти» начинаются еще с самого определения – любой, составивший себе труд «порыться» в и-нете, обречен быть погребенным под лавиной, порой, взаимопротиворечащих трактовок:

«Пратьяхара — значит „оттягивание“, „отвлечение“ (разумеется: чувств от их предметов)»
«….санскр. pratyahara — отклонение, уклонение (от конкретного объекта мысли); абстрагирование»
«…означает — удаление индрии с объектов материального мира»
« …санскр. „отбрасывание, отрешение“ — состояние отрешенности от внешнего мира, контроль над чувствами и ощущениями в практиках йоги»
…и даже…
«… направление в определённое русло…»

«Йогирадж Б. Сахаров» пратьяхару определяет как «несвязывание мыслей с объектами их сферы и уравнивание по форме мыслительной субстанции», кивая при этом на многострадального Патанджали.
Переводы соответствующей строки Йога-сутр на русский тоже радуют глаз своим многообразием :):

«Пратьяхара это то, благодаря чему органы чувств не соединяются с их предметами и как бы следуют собственной форме сознания.» пер. П. Градинарова

«Пратьяхара есть то, благодаря чему чувства не
входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.» ЙС, пер. К. Свенссон

«При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы
следуют внутренней форме сознания — [это и есть] отвлечение (пратьяхара)»
пер. Е.П.Островской и В.И.Рудого

свавишая-асампрайоге-читтасья-сварупа-анукара
ива-индриянам пратьяхарах (II.54)

Дословно здесь написано:

При отсутствии связи с объектами, сознание следует своему
сущностному состоянию – это, как бы, « втягивание» чувств обратно

(это выражение – «втягивание чувств обратно» — максимально соответствует концепции пратьяхары в других Шастрах – обычно, употребляют сравнение с черепахой, втягивающей свои конечности и голову под панцирь).

Само слово «pratyAhAra», как и любой санскритский термин, имеет кучу значений, что предоставляет неискушенному «читателю» простор для фантазии :), но реально все прозаично: «prati» — «назад, против, противоположный», «AhAra» — забирать, получать, возвращать«. Т.е., в данном случае, дословно: „возвращение“, „забирать назад“ — имеются в виду чувства (точнее, сигналы от органов восприятия — индрий).

Но вернемся к Йога Шастрам, т.е., древним текстам традиционной Йоги. Даже простое чтение определений пратьяхары в них может достаточно сильно поколебать сложившиеся стереотипы о пратьяхаре, как о просто „глубокой релаксации“ или „втыкании“. Как мы можем видеть, древние йоги подразумевали под этим словом не только способность к интроверсии и произвольной сенсорной депривации, но и полный контроль над эмоционально-волевой сферой:

Амритананда упанишад:

(Оставив) звук и другие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Свете — это зовут пратьяхарой.

Гхеранда самхита, 4:

4.1. Теперь я расскажу тебе о Пратьяхаре (контроль восприятия). Познанием Пратьяхары будут уничтожены такие враги, как похоть и её подобные.

4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать,выходит (через»ворота чувств«), ее должно обуздать и привести под контроль Атмана.

4.3. Испытываешь ли ты почести и поношения, слышишь ли звуки приятные или неприятные, отвлеки Читту от этих вещей и приведи её под контроль Атмана (»Я«).

4.4. Воспринимаешь ли ты приятный запах или неприятный – отвлеки (Читту) от этих запахов и приведи под контроль Атмана.

4.5. Заполнено ли твоё восприятие сладким, кислым, горьким или каким-либо иным вкусом – отвлеки его от этих вещей и приведи под контроль своего „Я“ (Атмана).

Продолжение в комментариях ниже.
1


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:
комментарии(3): 
admin 22 апреля 2009, 18:00 #
1 
Горакаша паддхати:
2.22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди приличествующих им чувственных предметов. Их отвлечение от них именуют «устранением чувств» (пратьяхара).
2.23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени [йоги], должен устранить всякое умственное изменение (викара).
2.24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства внутрь себя.
2.25. Признавая во всем, что бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги устраняет [свой слух].
2.26. Признавая во всем, что бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем, само Я – знаток йоги устраняет [свое обоняние].
2.27. Признавая во всем, что бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги устраняет [свое зрение].
2.28. Признавая во всем, что бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги устраняет [свое осязание].
2.29. Признавая во всем, что бы он не пробовал языком, соленом либо несоленом, само Я – знаток йоги устраняет [свой вкус].
2.30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным нектаром (амрита). Устранение сего [ливня] именуется «устранением чувств».

Йога таттва упанишад

68. Эту задержку дыхания нужно выполнять один раз в день.
Оно известно как отрыв чувств от предметов чувственного мира

69. когда йогин выполнил задержку гхата – это называется пратьяхара.
Что бы он ни увидел глазами – он видит это как Атман,

70. что бы он ни услышал ушами – он слышит это как Атман,
что бы он ни обонял носом – он обоняет это как Атман,

71. какой бы вкус ни ощутил он языком – он ощущает это как Атман.
чего бы он ни коснулся кожей – он осязает это как Атман.

Шандилья упанишад,70:

Затем идёт пратьяхара, которая бывает пяти видов. Она заключается в отстранении органов чувств от соответствующих объектов. Видеть во всём наблюдаемом Атман – это пратьяхара. Непривязанность к плодам повседневных действий – это пратьяхара. Отстранённость от всех объектов чувств – это пратьяхара. Дхарана, выполняемая в восемнадцати важных местах (упомянутых ниже) – это пратьяхара. Её следует выполнять в стопах, пальцах ног, лодыжках, икрах ног, коленях, бёдрах, анусе, пенисе, пупке, сердце, горле, нёбе, носе, глазах, между бровями, лбе и голове, делая это по порядку вверх и вниз.
admin 22 апреля 2009, 18:00 #
1 
Даттатрейя йога шастра:
71 …Совершенно необходимо практиковать кевала-кумбхака-пранаяму раз в день.
72. Этой практикой йог достигает пратьяхары, в которой, выполняя кевала-кумбхаку, йог совершенным образом отстраняет органы чувств от соответствующих им объектов, и это называется пратьяхарой.
73. В практике пратьяхары йог должен осознавать, что всё то, что он видит, слышит, обоняет, различает на вкус и осязает посредством своих органов чувств, то есть глаз, ушей, носа, языка или кожи, — всё это только Всевышний. Подобным образом йогу следует осознавать все объекты органов чувств [пребывающими] только в Атмане (высшем Я). Пребывая в совершенной осознанности, посредством практики пратьяхары йог должен прилагать усилия (ятна) к поддержанию этого обращённого внутрь состояния органов чувств три часа (яма-матра) ежедневно (пратидинам).

Йога упадеша:
20. Искатель, который заинтересован в практике Пратьяхара, «самоуглубления», должен подчинить чувства звука, осязания, зрения, вкуса и обоняния, и привести их под контроль, чтобы следовать велению успокоенного сердца.
21. Чувства подчиняются таким способом в совершенстве, независимо от того, насколько они бурны и неугомонны. Тот же, кто не способен подчинить и контролировать свои чувства – не способен практиковать Йогу.
22. Овладев контролем над дыханием посредством практики Пранаямы и подчинив чувства практикой Пратьяхара, искатель должен концентрировать свой ум на высшей Сущности.

Интересно, что речь, как я уже писал, идет не только и не столько о спонтанной или произвольной депривации, сколько о внутренней «переоценке» сигналов, поступающих от органов восприятия, т.е. нельзя сказать, что такой йогин «ничего не видит, ничего не слышит и ничего не чувствует» — скорее, он смещает точку внимания с внешних объектов на внутреннее,а потом на свидетельствование существования себя самого, как субъекта. При этом он остается в полном сознании, и в любую секунду может произвольно выйти из «самопогружения». Подчеркивается важность переживания любых ощущений и впечатлений, как происходящих исключительно в собственном сознании.

Практически, во всех текстах, подчеркивается неразрывная связь пратьяхары со «смежными» разделами — дхараной (классическая пратьяхара по Яджнявалкье наступает вследствие последовательной концентрации на 12-18 мармах в теле) и пранямой (в данном случае — не конкретными техниками, а кевала-кумбхакой, т.е. «апноэ», возникающей, как результат гипер — или гипо-вентиляции).
admin 22 апреля 2009, 18:01 #
1 
Теперь давайте попробуем привязать традицию к современности :)
Согласно индийской традиции, существуют четыре основных состояния сознания: джагратам (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (сон без сновидений) и турия — т.н. «четвертое состояние», за пределами трех предыдущих.
Как видим, это, практически, соответствует представлениям современной психологии и нейрофизиологии.
Давайте обратимся к первоисточнику (Шива-сутры) и попробуем интерпретировать и комментировать. Я бы предложил такой вариант:

Состояние «джагратам» соответствует бодрствованию в современном смысле слова – с «нормальной» энцефалограммой.
GYAnaM jAgrat.h. (ШС 1-Cool
«Бодрствование – это состояние „сознания“

Состояние „свапна“ соответствует сну БДГ (с быстрыми движениями глаз) — ближе к состоянию бодрствования, бета — и альфа-ритм.
svapno vikalpAH. (ШС 1-9)
»сон – иллюзорные образы«.

Состояние „сушупти“ соответствует сну НБДГ (без быстрых движений глаз), с преобладанием тета-, а потом дельта-ритма
aviveko mAyAsaushhuptam.h. (ШС 1-10)
»Сушупти — обманчивое состояние «неразличения „

Состояние турия — или медитативное состояние — альфа — и тета-волны (альфа-ритм доминирует).
jAgratsvapnasushhuptabhede turyAbhogasaMbhavaH. (ШС 1-7)
(Даже в) бодрствовании, в сновидении и глубоком сне – Блаженство Турия

Интересно, что при гипнотическом сне, как утверждают, альфа-ритм исчезает (в отличие от медитации), бета-ритм – практически, тоже, а вот тета и дельта – нарастают. Таким образом, получается, гипнотическое состояние и медитативное – принципиально разные.

Цитата:

В том или ином психологическом состоянии набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму, меняется. При активации (психическом напряжении, решении задач, работа) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижения покоя (сне) — низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфа–ритм, снижается частота и амплитуда бета–ритма, нарастают дельта— и тета–ритмы, а в состоянии дза–дзен резко возрастает альфа–ритм и происходит синхронизация ритма 2–й половины. При альфа–ритме со значением 10,5 гц достигается глубокая релаксация. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бета–ритм (15 гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бета–ритм (30 гц) — о наркотическом опьянении, низкий тэта–ритм (4 гц) — о глубоком сне, а более высокий (7 гц) — о медитативном путешествии вне тела.

Словарь психолога.
Авторы — сотрудники Психологического института им. Л.Г. Щукиной — зам. директора, проректор Московского государственного психолого–педагогического института РАО Мульдаров Валентин Карумович и старший научный сотрудник Кондаков Игорь Михайлович.

По физиологической глубине с помощью ЭЭГ выделяют в гипнозе пять последовательных фаз.

1. Фаза уравнивания альфа-ритма (соответствует легкому гипнозу), которая состоит из периода повышения потенциалов мозга по сравнению с фоном и периода понижения; в это время происходит уравнивание амплитуды альфа-волн и исчезновение модуляций альфа-ритма.

2. Фаза альфа-веретен – вспышки альфа-волн (соответствует среднему гипнозу).

3. Фаза минимальной электрической активности, резкое ослабление альфа — и бета — ритмов, уплощение кривой биотоков, появление ритма 16–24 Гц, иногда – единичных тета-волн (соответствует переходу в глубокий гипноз).

4. Фаза тета-ритма, то есть появление тета-волн с частотой 4–7 Гц (соответствует глубокому гипнозу).

5. Фаза смешанных ритмов – разночастотные колебания (соответствует снижению глубины гипноза).

Дальнейшее углубление гипноза ведет к утрате раппорта с загипнотизированным и возникновению обычного сна, что характеризуется появлением на ЭЭГ веретен 14–16 Гц и дельта-волн (1–3 Гц), то есть исчезает сторожевой очаг и наступает разлитое сонное торможение.

Кракор, Рожнов, Слободяник.

Источник.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.