Многоликая Йога →  Пранаяма пробуждает Шакти, избавляет от болезней, приносит непривязанность к миру

Согласно индийским трактатам «Жизненная энергия» находящаяся в области сердца, называется Праной. Прана входит и выходит при физическом дыхании.
В переводе с санскрита «Прана» — жизненная энергия тела, «яма» — контроль, вместе слово означает метод контроля дыхания и представляет одну из восьми ступеней древней науки йоги.

Согласно Маханирвана Тантре «Пранаяма — это контроль над физическим дыханием и другими жизненными дыханиями. Она пробуждает Шакти, избавляет от болезней, приносит непривязанность к миру и блаженство».
О том насколько важной в Веданте является наука о дыхании мы можем судить из «Шива — свародая» (секреты тантрического дыхания, наука Шивы о дыхании):

247 Все желаемые действия и вещи успешно достигаются, когда происходит вдох, и разрушаются, — если выдох
267 Если кто стоя или сидя выдыхает прану, контролируя свой ум, тот во всех своих делах будет успешен по жизни. (раздел «Успешная битва»)

— Богиня сказала:
21 О.Бог богов, Махадева! Кто же лучший друг людей во всем этом океане сансары, дающий им успех во всех делах?
Господь сказал:
219 Именно Прана — величайший друг, именно Прана — величайший спутник. Ничего выше и роднее, чем Прана, нет и еще раз нет, о Прекрасноликая
221 Прана в городе тела является защитником. При вдохе она равна 10 пальцам, когда же выходит — 12

Глубина дыхания

В Пранаяме уделяется большое внимание глубине дыхания.
Хайдакан Бабаджи говорил что: «Секрет дыхательных упражнений состоит в соединении вдоха с выдохом в естественном, ненапряженном ритме»

О глубине дыхания сказано в Шива-Свародая:

222 Во время ходьбы она равна 24 пальцам, при беге — 42, при соитии — 65, а во время сна — 100
223 Естественная длина Праны, о Богиня, равна 12 пальцам. Во время еды и рвоты она вытягивается до 18 пальцев.
224 Когда Прана уменьшается на 1 палец, обретается бесстрастность. Уменьшение на 2 рождает блаженство, на 3 — поэтический дар
225 Появляется могущество речи — когда на 4, ясновидение — когда на 5, левитация — на 6, огромная скорость — на 7
226 Восемь сиддхи — когда на 8, девять нидхи — когда на 9, десять обликов — когда на 10, потеря тени — когда на 11.
227 Когда на 12 — можно овладеть движением дыхания и пить поток амриты, подобный Ганге. Когда прана заполняет тело вплоть до кончиков ногтей, зачем нужны еда и трапеза?
Т.е. как Вы здесь можете увидеть что путем постепенных занятий дыхание может становиться все более и более легким, и затем возможно достижение состояния когда Вам не нужна ни еда ни питье, когда Ваше сознание полностью контролируется. Хотелось бы здесь напомнить, что выполнять подобные практики самостоятельно без компетентного Учителя может быть небезопасно для Вашего здоровья.

О главенстве Праны

О том, что дыхание является самым главным поддерживающим жизнь тела говорится в Прасна Упанишаде.
Когда эфир, втер, огонь, вода, земля, речь, сознание, глаза и уши проявляютс свое величие (и спорят друг с дургом), говря: «мы удерживаем это тело как одно целое».Прана, самая великая среди них, сказала им: «Не обманывайте себя (не будьте такими самонадеяными).Я одна, разделенная на пять частей, поддерживаю это тело»
Они не поверили..(Тогда) Она ( великая Прана), рассердившись, вышла из тела.Когда Прана стала подгниматься вверх, все остальные немедленно последовали за Ней, когда же она осталась в теле — все остальные остались с ней.
Ты (Прана) истинная причина активности (органов ) чувств ( пран), составляющих существо тела.
Подобно тому как царь отдает приказы своим подчиненным, говоря: «Вы будете управлять такими-то и такими-то деревнями», так и Прана управляет работой других пран, каждой предписывая свою работу.
Тот кто познал начало, вхождение, место пребывания, пятикратное распределение Праны и ее внутреннее состояние в теле, достигает бессмертия, да получает бессмертие.

Каушитаки Упанишада глава № 3

В ней в диалоге между Индрой и Пратарданой, сыном Диводаса (царя Каши)
обсуждается вопрос что является лучшим для человека.Индра сказал: « Я — Прана, медитируй на мне как на сознательной душе ( Праджнатман), как на жизни, на бессмертии. Жизнь — это Прана, Прана — это жизнь. Бессмертие — Прана, Прана — бессмертие. Пока Прана присутствует в теле, там присутствует жизнь. Благодаря Пране он (человек) достигает бессмертия в этом мире, благодаря знанию он получает истинное представление.» Однако Пратардана говорит, что «некоторые говорят, что праны становятся одной (Праной), потому что нельзя в одно и то же время распознать слово, увидеть форму глазами, услышать звук ушами и подумать о чем — либо сознательно. После того как праны сольются воедино, они смогут быть познаны одна за другой. Таким образом, когда человек говорит, все праны говорят. Когда глаза видят, все праны видят. Когда уши слышат,все праны слышат, когда сознание человека занято мыслями, все праны заняты мыслями. Когда Прана дышит, все праны начинают дышать». На что Индра сказал « Это поистине так, но тем не менее среди пран есть первенство»… Человек может жить не умея говорить, поэтому мы видим немых людей…Человек может жить не имея зрения, поэтому мы видим слепых. Человек может быть лишен слуха, поэтому мы видим глухих. Можно жить без развитого сознания, поэтому мы видим младенцев. Можно жить не имея рук или ног, поэтому мы видим калек. Поистине, Прана это сознательная душа ( Праджатман)…Она Сторож мира, она — Царь мира, она — Бог Вселенной. Это моя ( Индры) Душа. Это следует знать человеку.

Продолжение в комментариях ниже.
1


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:
комментарии(4): 
admin 16 мая 2009, 10:47 #
0 
Джапа-Аджапа

Очень важным моментом при выполнении пранаямы является звуковое воздействие на сознание, так как концентрируясь на дыхании мы слышим то, на что в обычной жизни не обращаем внимание,а именно звуки которые мы издаем во время дыхания.

По мнению индийских учителей пранаямы воздух, испускаемый из легких образует звук «хам» ( от «ахам» т.е. Я), а вдыхаемый воздух образует звук «са» ( от «сах», т.е «он»). Два звука вместе образуют санскритское слово «хамса» — «лебедь», что является синонимом для понятия « Высший Дух».
В индийской мифологии лебедь — птица, которая может отделить молоко от воды, что обычно невозможно. Такая исключительная способность лебедя сделала его символом различения ( вивеки) между тем, что реально ( Дух) и тем, что преходяще ( мир названий и форм). Кроме того, лебедь чисто белый цветом, без пятен и, как говорят, представляет собой символ души.
Звук «хам» символизирует мужской созидательный принцип сознания, а звук «сах» — женский созидательный принцип энергии. Если слово «хамса» выговаривать наоборот, оно звучит на санскрите «со*хам». Слово «со*ХАМ» — знаменитое утверждение Упанишад, подчеркивающее сходство индивидуальных душ и Высшего Духа — Брахмана.( Иша Упанишад)
На практическом уровне звук « со*хам», образующийся при вдохе и выдохе, может использоваться как средство развивающего сознания. Традиционно это называют упражнением в непроизвольном повторении (аджапа-джапа) — очень действенном для тренировки сознания и контроле над разумом. Он также известен как «естественный способ». Все что нужно, по мнению веданты, — это постоянно осознавать эти два звука, сделанные при вдохе и выдохе. Дыхание всегда с нами и остается всегда при любом состоянии сознания: пробуждении, сне и глубоком сне. Если осознавание звука «со*хам» может быть удержано во всех трех состояниях сознания, тогда личность достигает четвертого состояния сознания, называемого турия, или конечного состояния озарения.

Использование знаний о дыхание в быту

В древности по дыханию определяли не только состояние здоровья больного, но и могли определить исход битвы, либо любого другого дела. Есть конкретные рекомендации для зачатия ребенка, проведения любых дел, в зависимости от времени и часа суток.

Есть даже рекомендация для выигрыша в азартных играх.

269 Если удерживать воздух в живом теле, затем медленно и постепенно начать испускать его и в таком состоянии войти в азартную игру, — всегда будешь в выигрыше.

Три элемента дыхания

О важности трех элементов дыхания как вдох, выдох и задержка говорится в следующих строках:

371 Тело разрушается загрязнениями дош ( доша — телесная среда и индивидуальная конституция, регулирующая жизнедеятельность тела), а равновесие потоков праны известно как источник увеличения силы и энергичности.
377 Вдох создает развитие и уравновешивает все дхату (дхата-составная часть тела. которых Аюрведа насчитывает 7). Задержка защищает жизнь органов тела, удерживая их на своих местах.
378 Выдох разрушает грехи. Тот кто практикует йогу дыхания, тот способен остановить даже смерть.

В Чхандогтя-Упанишаде Глава 4 раздел 3.3 указывается:
Теперь в отношении тела: Дыхание ( Прана) — конечное состояние всего. Когда человек спит, его речь уходит в дыхание, зрение уходит в дыхание, слух уходит в дыхание, сознание уходит в дыхание. Дыхание поистине поглощает все. Эти две (сущности) ( Воздух и Дыхание) являются предельными (поглотителями или вместилищами).

Там же в разделе 19-22 указано жертвоприношение которое должно совершаться Пране.

Предостережения при занятиях дыхательными практиками

При этом хочется предостеречь тех, кто начинает заниматься самостоятельно:
Управление дыханием, однако, это обоюдоострый меч. Чрезмерное поглощение пищи в сочетании со строгим контролем над дыханием будет разжигать пламя голода и похоти и способно превратить искателя духовности в развратника, тогда как недоедание в сочетании с усердной практикой задержки дыхания способно истощить организм. Управление дыханием принадлежит к числу методов, используемых для исцеления недугов, однако оно повышает физическую чистоту и ясность ума только в сочетании со строгой диетой. (Р.Свобода, врач Аюрведы)
«Пранаяма, выполненная правильно, устраняет все заболевания, а выполненная неправильно, может стать причиной разных болезней». Если пранаяма выполнена правильно, ум успокаивается. его процессы становятся тонкими. (Хатха-йога -прадипика)
Так же Шива-свародая предупреждает, что
228 Так поведано знание о поведении Праны, дающее успех во всех делах-оно обретается со слов Гуру, а не из миллионов наук и писаний.
Согласно индийской традиции не стоит заниматься дыхательными практиками без учителя, в противном случае, последствия могут быть трагичными.
admin 16 мая 2009, 10:56 #
0 
Кстати, обратите (если знаете как) внимание на адрес страницы… В адресе — 888 — порядковый номер статьи на сайте. Так интересно совпал номер с темой!

И ещё… До того, как пришла эта информация (опубликованная в статье) — сегодня в голове с утра моталось слово «ребёрфинг». По моему как-то именно так называется осовремененная наука о дыхании. А упоминани о «ребефинге» (так было в исходной статье) были в статье неуместны, потому — вырезал эти слова из текста (тексту как ни странно — не помешало).

Но вот в связи с этими совпадениями, я постараюсь очень глубоко промедитировать Эту тему…

ОМ НАМА ШИВАЯ!
maruty 16 мая 2009, 18:30 #
0 
На задержки дыхания нужно обращать особенное внимание. Задержка — это реперная точка в сознании. Чрезвычайно важно — чему (!) ее посвящаешь, куда направляешь внимание и где ставишь))) В ребефинге, кстати, задержке на мой взгляд посвящается недостаточное внимание. Внимание к непроизвольным задержкам, фиксирующим страх и эмоциональный дисбаланс — недостаточно. Ребефер Дэн Брюле учился у Бабаджи бесконечному выдоху, а он невозможен без должного внимания к задержке, поэтому у Дэна иная практика)))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.