Ведическое наследие. → В городе Харидваре проходит большой религиозный фестиваль Кумбха-мела
С 14 января по 28 апреля 2010 в индийском городе Харидваре проходит большой религиозный фестиваль Кумбха-мела
Пройдя по улицам Харидвара и благословив паломников, толпа обнажённых святых отшельников, вымазанных пеплом с ног до головы, потрясая саблями и трезубцами, стремительно обрушивается в воду.
Брызги ледяной воды из священного Ганга перемешиваются в воздухе с невероятным гулом многомиллионной толпы, рёвом слонов и мычанием буйволов, громом барабанов и воем священных раковин. Наконец, завершив ритуал, святые отцы не спеша уходят в свой лагерь. Теперь — самое время искупаться самому. Потому что это таинственный праздник омовения, религиозный фестиваль Кумбха-мела. 12 февраля, Первое королевское омовение, Махашива Ратри.
Кумбха-мела, которая проходит сейчас в священном индийском городе Харидваре, в предгорьях Гималаев, — самое массовое сборище людей на планете, древнейшая живая легенда человечества. Традиция отмечать ярмарку («мелу»), символом которой является Кумбха, или попросту кувшин, уходит корнями в незапамятные времена, которые даже в богатой и древней истории Индии сейчас считаются доисторическими — легендарными, ибо хронологическое время в те времена ещё как бы не началось. Это было мифическое, сказочное, карнавальное «время оно», время живое, относительное, про которое в русских сказках говорится «долго ли, коротко ли». Тогда не происходили события, тогда создавались легенды и совершались чудеса самого разного масштаба, которые можно понимать и так, и этак — смотря с какой стороны подойти.
Индийские легенды повествуют о масштабнейших мегабитвах, которые происходили в то время с применением колдовского и атомного оружия, мантр и маны, накопленной за время аскез. История о Кумбха-меле — как раз такая многослойная, живая и не совсем понятная легенда с блокбастерной битвой, чудо, которое происходит прямо сейчас, а также, как это ни парадоксально (относительное время!), повторяется каждые три года в разных местах в стране чудес — Индии.
Поле битвы — Земля
Легенда «Самудра мантам», связанная с Кумбха-мелой, описана в таких авторитетных древнеиндийских текстах, как Бхагавата-пурана, Махабрахара и Вишну-пурана. Она гласит, что когда-то, в те незапамятные времена, боги, жившие ещё на земле, потеряли часть своего могущества из-за наложенного на них проклятия, лишившего их силы и храбрости. Брахма (бог-священник, обладающий совершенным знанием ритуалов) посоветовал им пахтать доисторический молочный океан вселенной с целью добыть амриту — чудесный эликсир бессмертия. Чтобы выполнить эту непростую задачу, боги заключили временное перемирие с асурами — демонами (или, точнее, титанами), и заручились поддержкой царя змей — Васуки. Гигант Васуки (не про него ли пел Джим Моррисон The snake is long, seven miles?) обернулся вокруг легендарной оси вселенной — горы Мандара, демоны взялись за голову, боги за хвост, и процесс пошёл…
Через 1000 земных лет (а для богов пролетело всего 100 лет) работа была завершена — из загустевшего молока появилось множество чудесных артефактов, а вслед за ними и божественный целитель Дхавантари собственной персоной с кумбхой (кувшином), полным амриты. Перемирие, естественно, тут же было забыто, и началась битва, продолжавшаяся 12 лет. В конце концов божественной птице Гаруде (которая носит на своей спине Вишну) удалось завладеть кумбхой с амритой и улететь с ней за тридевять земель. По другой версии, сам Вишну превратился в божественную красавицу Мохини, красота и чувственность которой затмила разум демонов, и боги хитростью завладели кувшином. Как было на самом деле, сейчас уже никто точно не знает, но в любом случае в ходе всех этих событий четыре капли нектара упали на землю в разных местах Индии: в Аллахабаде, Насике, Уджайне и Харидваре, а судьба мира была (в который раз!) спасена. Вот это событие и празднуют индусы, собираясь на Кумбха-мелу — ярмарку Кумбхи, или кувшина. Когда планеты возвращаются (каждые 12 лет) в специфическую позицию, соответствующую этому событию, вода в определённых местах становится той самой амритой (хотя, к сожалению, и менее мощной по воздействию!), и все, кто верит в эту легенду, совершают там ритуальное омовение.
Занимательная история. Но что за дело нам, людям XXI века, создавшим атомную бомбу и iPhone, до всех этих преданий старины глубокой? Ответ прост: легенда Кумбха-мелы жива до сих пор, «попасть в неё несложно, никому не запрещается», и для этого не нужно быть каким-то Индианой Джонсом. Проверить «эффект Кумбха-мелы» очень просто: надо только искупаться в Ганге в определённом месте в определённое время. Считается, что такой несложный ритуал — или «эксперимент» (для любителей науки!) — способен в корне изменить жизнь отдельного индивидуума. А также, как ни ничтожен он в масштабах вселенной, и положение дел в целом по Галактике. Яркий пример проявления так называемого эффекта бабочки, когда незначительное событие становится причиной, порождающей гигантские последствия!
Индусы верят, что «искупавшийся» человек — уже не тот, что был вчера: он сделал один гигантский шаг навстречу своей личной и всемирной духовной эволюции, которая, в отличие от эволюции Дарвина, не приводит к выживанию и доминированию отдельных сильнейших особей и видов, а ведёт к процветанию и счастью всех живых существ во вселенной.
Что же позволяет делать такие далеко идущие выводы? С точки зрения науки Кумбха-мела — это определённое взаимное положение различных планет нашей Солнечной системы, в том числе Солнца, Луны и Юпитера. Кумбха-мелу нельзя перенести или отменить, открыть или закрыть: она возникает сама, независимо от людей и невзирая на их наличие или отсутствие на планете. Возникает, когда Юпитер входит в созвездие Водолея (в индийской астрологии — Джотиш, оно называется Кумбха, «кувшин»), а Солнце и Луна — в созвездие Овна. И тут уж, как говорится, кто не успел, тот опоздал: «звёздные врата» открываются и закрываются без предупреждения, не как в Московском метрополитене.
Точное время начала и завершения такого парада планет (а следовательно, и купания в Ганге) составляет от полутора до трёх месяцев и определяется каждый раз заново ведущими священниками-астрологами. Они также вычисляют и другие детали грядущего мероприятия, в том числе даты главных купальных дней, так называемых королевских снанов, когда водица в Ганге особенно «нектарна». Информация такого рода секрета собой не представляет и свободно распространяется в Индии.
Кумбха-мела бывает разная — иногда более, иногда менее мощная по воздействию: опять же в зависимости от положения планет. Происходит это событие в одном из четырёх городов — Харидваре, Аллахабаде (Праяге), Уджейне и Насике. Причём нужно учесть, что такие астрономические события действительны только для определённого места на планете: к примеру, купание в Москве-реке в то же самое время, скорее всего, не принесёт желанной благодати! Когда Солнце и Луна находятся в созвездии Овна, а Юпитер — в созвездии Водолея (как сейчас), Кумбха-мела приходится именно на город Харидвар.
Настоящая, так называемая пурна (полная) Кумбха-мела проходит раз в три года. Таким образом, фестиваль делает полный круг и возвращается в начальную точку (это связано с периодом вращения Юпитера). Между полными Кумбха-мелами каждые шесть лет происходит также ардха (половинная) Кумбха-мела, а также обычная (маленькая) Кумбха-мела каждые три года в каждом из четырёх указанных мест.
Фестиваль этого года в Харидваре — большая, или полная (пурна) Кумбха-мела, планетарно-религиозное событие особой важности. Хочу отметить, что положение планет в период Кумбха-мелы в целом благоприятно, конечно, не только на территории Индии. В это время хорошо даётся медитация и другие йогические практики.
Но довольно цифр и астрологии. Самое важное в Кумбха-меле — это всё-таки люди. Вымазанные пеплом и вооружённые трезубцами садху, престарелые паломники в шерстяных шапочках и простые индусы в левых левайсах, а также вездесущие немецкие туристы в клетчатых рубашках, хитрые торговцы и жалкие попрошайки, горделивые солдаты и усатые бандиты, одетые в реальное золото махараджи и прорывающие реальность аскеты, одетые, как говорят в Индии, «в небо», то есть щеголяющие в чём мать родила… В этом смысле легенду составляют сами люди, все, кто приходит на праздник, который, по индийской легенде, не пропускают также боги и демоны — участники той самой славной 12-летней битвы «за Кувшин всевластья».
Продолжение в комментариях ниже на этой странице
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
Вода обладает свойством быстро менять свою структуру в связи с астрономическими событиями. Поэтому чтобы получить бонусы от Кумбха-мелы, достаточно искупаться в любом водоёме, а лучше всего в священной реке Ганге или Ямуне в заданный момент, в заданном месте.
Особо увлечённые граждане «для верности» делают ещё и несколько глотков «завихрённой» водички; тут уж, как говорится, не отвертишься. Хотя, с другой стороны, «если туп, как дерево, родишься баобабом», как пел Высоцкий: состояние сознания в момент купания играет основополагающую роль, и гарантии просветления никто (и ничто) не даёт.
Характерно, что каждый получает от Кумбха-мелы по заслугам: в ком-то пробуждается интерес к духовным материям, кто-то впадает в самадхи, кто-то теряет шлёпанцы, кто-то — платиновую «Визу», а кого-то могут и задавить в многомиллионной толпе. Болливуд уже давно взял на вооружение (и давно заездил) сюжет о том, как кто-то теряет родственников на многолюдной и хаотичной Кумбха-меле — своеобразный аналог нашей «Иронии судьбы, или С лёгким паром».
Кто-то теряет, а кто-то находит. Известен факт, что Лахири Махасайя, духовный учитель знаменитейшего йога Парамахамсы Йогананды (написавшего «Автобиографию йога»), встретил на Кумбха-меле своего будущего гуру — легендарного и бессмертного мастера крийя-йоги Махаватара Бабаджи (не путать с другим, просто Бабаджи), который, по преданию, находится сейчас в пещере в Гималаях, в совершенном состоянии самадхи… Боги же, невидимо присутствующие на празднике, по слухам, просто получают удовольствие от божественной игры Всевышнего, выразившейся в форме невообразимого скопления двуногих.
Кроме благоприятного положения планет, крайне желанным считается и благословение святых отшельников (садху), которые прерывают свои суровые аскезы и спускаются с гор, чтобы поучаствовать в божественной игре. В главные дни праздника — королевские снаны — проходит незабываемый «голый парад» садху, когда одетые в небо отшельники, покрытые пеплом и украшенные гирляндами цветов, проходят, потрясая ритуальным оружием, по городу, непрерывно распространяя вокруг себя волны шакти — мощнейшей целительной энергии, которую они накопили за десятилетия своих йогических практик. Опять же, чтобы воспринять шакти (и чтобы она пошла на пользу, а не стала комом в горле!), необходим особый настрой. Но что и говорить, даже самый скептически настроенный турист на Кумбха-меле невольно становится немного «индусом» — так насыщена сама атмосфера духовными вибрациями. И в этом ещё один слой многоуровнего чуда живой легенды Кумбха-мелы.
В этот раз, в отличие от всех предыдущих фестивалей, создано организованное представительство иностранцев на Кумбха-меле как полноправных участников действа. Кстати, как это ни парадоксально, основную массу «форенеров» — чужестранцев — составляют россияне и украинцы (а также японцы). Наши граждане в большинстве своём примагничиваются к лагерю крайне популярного сейчас так называемого Пайлота Бабы (ударение на последнее «ы»!). В молодости Баба, получивший от родителей имя Капил Адвайт, служил в индийских ВВС и сбил немало пакистанских самолётов в 1965-м и 1971-м, а потом перешёл, говорят, на полёты без помощи летательных аппаратов — силой йогической практики.
На этой Кумбха-меле Пайлот Бабá проехал по улицам Харидвара в роскошной золочёной колеснице в компании своих преданных учеников и учениц. Опять же значительную часть удостоившихся составили наши земляки. Что бы это ни было: стремление получить «халявное самадхи», очередное celebrity madness или истинное религиозное чувство — присутствие наших духовно озабоченных соотечественников на празднике не может не радовать.
А уж индийское правительство, надо отдать им должное, не ударило лицом в грязь, чтобы не опозориться перед иностранцами и своих граждан не обидеть. Огромные средства были выделены на благоустройство территории, превышающей 130 квадратных километров; освещение подведено на более чем 300 гектаров земли. Здесь вырос гигантский палаточный лагерь, множество госпиталей (по слухам, власти опасаются вспышки свиного гриппа); в районе фестиваля расквартированы более десяти тысяч полицейских, медиков, пожарных и солдат спецподразделений, в том числе специальная группа по борьбе с терроризмом. На Ганге были дополнительно возведены более дюжины новых мостов и созданные искусственные бетонные острова.
Для более-менее безопасного купания населения были созданы специальные огороженные «лягушатники»; прочные металлические кованые цепи свисают с бетонного берега в самых популярных местах омовения. Без этих предосторожностей чуть-чуть зазевавшихся пилигримов тотчас бы смывало безжалостно бурным ледяным потоком. Кроме того, по реке постоянно курсировали надувные моторные лодки со спасателями — на случай, если кто-то будет тонуть. Можно только сказать «спасибо» администраторам, которые не поленились значительно увеличить купабельную площадь и вообще освободить гораздо больше места для религиозно настроенных граждан.
Традиционно Кумбха-мела — это, конечно, в первую очередь время, когда люди купаются в «нектарной» воде и запасают её на три года вперёд: масштабы водозабора таковы, что правительство даже вынуждено было принять особые ограничительные меры, дабы Ганга не обмелела настолько, чтобы в ней невозможно было искупаться!
Но исторически Кумбха — это ещё и повод для встречи святых отцов на своего рода собор, где решаются всевозможные религиозные и социально-просветительские вопросы, с тем чтобы потом передать решение совета населению на местах. Уважение к садху в Индии таково, что для многих, особенно сельских жителей, сохранивших веру (в том числе в легенды), слово отшельника — непререкаемый закон.
В этот раз на повестке дня обсуждение наболевшего зелёного вопроса — проблемы загрязнения источников священных рек Ганги и Ямуны, а также Гималаев в целом. Нектар нектаром, а потребительские качества священной воды падают с каждым годом. Так, в Варанаси, как стало известно в ходе исследования, завершённого и обнародованного в январе этого года, вода заражена смертельно опасными бактериями и фактически непригодна для питья. Другим насущным вопросом является таяние гималайских ледников, в том числе ледника Гомукх, где находится священный для индусов исток Ганги.
Как отметил в интервью Times of India глава секты Нагих аскетов Сохам Бабá, «садху, которые поднимаются в верхние части Гималаев, чтобы медитировать, знают, насколько плохо дело».
«Кумбха-мела — идеальное место, чтобы заявить наш протест», — отметил он. Остаётся только надеяться, что протест нагих отшельников не останется неуслышанным среди невероятного гула многомиллионной толпы, рёва слонов и мычания буйволов, грома барабанов и воя священных раковин, который мешается в воздухе с водяной пылью священной Ганги…
P.S.:
Ближайшие события Кумбха-мелы этого года:
15 марта — Второе королевское омовение, Сомвати Амавасья
14 апреля — Королевское омовение, Бейсаки
Ближайшие будущие Кумбха-мелы (информация уточняется):
2013 год, в Аллахабаде (Праяге) 27 января — 25 февраля. Главный день — 10 февраля.
2015 год, с 15 августа по 13 сентября. Главный день — 13 сентября.
2016 год, с 22 апреля по 21 мая. Главный день — 21 мая.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.