Ом Нама Шивая! →  Почитание Шивалингама. Ежедневная Линга-Пуджа. (Часть первая)



Почитание Шивалингама. Ежедневная Линга-Пуджа.

Почитание Шивы в образе Лингама также естественно как дыхание. Ребенок, сам не ведая того, лепит его из песка и поливает водой из ладошек, совершая тем первую в своей жизни пуджу Господу Шиве, переживая первый, хотя еще и неосознанный, религиозный опыт иерофании. Символизм же его формы выходит за обозримые пределы как самого шиваизма, так и всего индуизма в целом. Взять хотя бы такие концептуальные денотаты Шивалингама как гора Кайлас в Тибете, египетские или мексиканские пирамиды, мегалиты о-ва Пасхи и Британии (загадочным образом «разбросанные» по нашей планете, согласно строгой математической системе), менгиры («мужские камни») Западной Европы, Северной Африки, Ассама (Индии), Кавказа, Дальнего Востока, Урала или Кольского п-ова, где совсем недавно в Хибинах были обнаружены 2-х метровые лингамы, установленные рядом с подковообразными (в форме йони!) возвышениями.Не следы ли это затерянной Гипербореи (страны бога Северного (!) ветра), путь в которую указывает Кандалакша («знак стрелы», возможный перевод с санскрита)?! А также конические камни и колонны шумеро-семитской традиции. Сюда можно отнести и буддистские ступы, и дельфийский (греческий) Омфал («пуп земли») и мусульманский черный камень Кааба (своего рода кубический Омфалос арабского мира). Символизм лингама проглядывает и в образе египетского бога плодородия Мина и греческого Гермеса, славянского Перуна-Громовержца (дарователя мужского начала, украшенного рубинами), и его литовском архетипе – Перкунасе, кельтском коронационном камне Лиа Файл (иначе известном как Камень Судьбы) и многочисленных тотемных идолах Океании. Даже остроконечники католических соборов, возвышающиеся купола мусульманских мечетей, православных храмов и церквей, пасхальные куличи и Аруначала – Лингам Господа Шивы, символизирующий элемент огня, Тируваннамалаи (Индия) крашеные (от «красные») яйца несут в себе философию символизма Лингама Шивы или фаллическую семантику. Ну, скажите, разве не выглядит чрезвычайно «по-домашнему» (чем-то привычно родным) ветхозаветная Шиваабхишека, исполненная Иаковом, который еще за три столетия до получения евреями Торы и почти за 2 тысячи лет до Рождества Христова «…поставил камень памятником и возлил елей на верх его, и нарек домом Божиим» (Бытие 28: 16-22)?! А библейская история явления Господа в образе горящего тернового куста на горе Синая, не стоит ли в одном семантическом ряду с пураническим мифом Огненного Шивалингама, чья манифестация навеки застыла в Южно-Индийской Аруначале?! Не доказательство ли это, сколь известна и самобытна была в те далекие времена, когда век обскурантизма и господства различного рода догм еще не наступил, живая традиция поклонения Лингаму Господа.
Как видим, почитание неиконического образа Бога (Шивалингама), лишь под разными именами, было распространено повсеместно во все времена и среди всех народов, и остается таковым и по сей день. Да и что, в конце концов, не есть на земле символ (лингам) Бога?! Сам человек, – не что иное, как Его божественная линга, в которой в полной мере отражены Мать и Отец сего мира. Сказано: «Признак всех существ (праджа) – не лотос (знак Брахмы), не чакра (знак Вишну), не ваджра (знак Индры), но Лингам (знак Шивы) и Йони. Поэтому, все существа принадлежат Махешваре… Знайте, Ишана есть Лингам, Ума есть Йони» (Махабхарата).

Ежедневная Линга-пуджа:

//1// Приготовление всего необходимого.

На подносе размещается панчопачара (пять подношений): гандха (душистое вещество или духи не на спиртовой основе) или сандаловая паста, цветы (хотя бы один), благовонные курительные палочки (непременно нечётное число!), дипа (ритуальный светильник с масляным фитильком или камфарой), а также найведья (жертвуемая пища, положенная на отдельную небольшую тарелочку, обычно — сладости или фрукты). Также на поднос в двух сосудах ставится чистая вода: в одном — для возлияния на Лингам, в другом — для поднесения Владыке непосредственно после предложения найведьи. Кроме этого необходим сосуд с заранее освящённой водой для совершения ачаманы самим пуджари (совершающим пуджу), а также гханта — небольшой ритуальный колокольчик с ручкой (обычно украшенный Трезубцем Владыки Шивы).

Приготовив поднос с пятью упачарами (подношениями), пуджари ставит его справа от себя, садясь лицом к алтарю (то есть лицом на север) на пол (на подстилку, а не на голый пол!) либо на небольшое возвышение. Алтарь должен располагаться примерно на уровне груди пуджари или же несколько ниже.

//2// Молитва Пяти Прибежищ.

Прежде чем сесть в асану и начать поклонение, следует прочесть молитву Пяти Прибежищ и совершить намаскару (земной поклон) в направлении алтаря.

Молитва Пяти Прибежищ (Паньчаратна-Шаранагати-Пранама):

1. ОМ ШИВАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Шиве (Всевышнему Богу) за защитой!) — Ладони молитвенно сложены над сахасрара-чакрой (над макушкой головы).

2. ОМ ДХАРМАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Дхарме (Истинному Учению) за защитой!) — Ладони молитвенно сложены перед аджна-чакрой (на уровне лба).

3. ОМ САНГХАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Сангхе (Общине преданных Владыки) за защитой!) — Ладони молитвенно сложены перед анахата-чакрой (на уровне Сердца).

4. ОМ ШАКТИМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Шакти за защитой!) — Ладони молитвенно сложены напротив муладхара-чакры (основания позвоночника), но их пальцы при этом направлены вниз.

5. ОМ САДГУРУМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Вечному (Истинному) Учителю за защитой!) —

Ладони молитвенно сложены над макушкой головы, затем на уровне лба, затем на уровне Сердца; после чего садхака совершает намаскару (земной поклон) — так, чтобы в момент касания лбом земли его ладони вновь были сложены над макушкой.

Произнося последнюю строчку Паньчаратна-Шаранагати-Пранамы, пуджари может медитировать как на Образ Самого Владыки Шивы — Вселенского Учителя, так и на образ своего личного Гуру.

//3// Вступительные молитвы.

Сев в удобную позу (но так, чтобы ноги не были протянуты к алтарю!) — лучше всего для этого подойдёт сукхасана — и побыв некоторое время в безмолвном созерцании, пуджари выполняет ачаману с мантрами трёх таттв:

1. ОМ АТМА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Атмана — СВАХА!)

2. ОМ ВИДЙА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Видьи — СВАХА!)

3. ОМ ШИВА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Шивы — СВАХА!)

Затем пуджари окропляет место поклонения и ритуальные предметы заранее освящённой водой. После того, как место очищено, поклоняющийся трижды пропевает («прогуживает») священный слог ОМ (поётся как А-У-М), а затем читает нараспев следующие мантры и молитвы:

1. Мантра Полноты:

ОМ ПУРНАМ-АДАХ ПУРНАМ-ИДАМ ПУРНАТ ПУРНАМ-УДАЧЙАТЕ / ПУРНАСЙА ПУРНАМ-АДАЙА ПУРНАМ-ЭВА ВАШИШЙАТЕ.

(ОМ! Всё это — Полнота, и То — Полнота. Полнота этого произошла от Полноты Того и несёт в себе Полноту Той Полноты, и Та Полнота остаётся при этом Полнотой.)

2. Мантра — молитва Учителям:

ОМ ШРИ ГУРУБХЙО НАМАХа.

(ОМ! Святым Учителям — почитание!)

3. Мантра — молитва Владыке Шиве (Благому):

ОМ ШАМБХАВЕ НАМАХа.

(ОМ! Благому — почитание!)

4. Мантра — молитва Владыке Рудре (Шиве-Разрушителю):

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙА / НАМАС-ТЕ АСТУ БХАГАВАН ВИШВЕШВАРАЙА / МАХАДЕВАЙА ТРЙАМБАКАЙА ТРИПУРАНТАКАЙА / ТРИКАГНИ-КАЛАЙА КАЛАГНИ-РУДРАЙА НИЛАКАНТХАЙА / МРИТЬЮНДЖАЙАЙА САРВЕШВАРАЙА САДАШИВАЙА / ШРИМАН-МАХАДЕВАЙА НАМАХа.

(ОМ! Почитание Владыке Рудре! Да будет Тебе поклонение, о Владыка, Владыка Вселенной, Великий Боже, Трёхокий, Уничтожитель Трипуры, Олицетворение Трёх Огней Времени, Огонь Вечности, Синешеий, Великий Победитель Смерти, Всевладыка, Вечноблагой! Святому Великому Богу — почитание!)

//4// Ньясы.

Кара-ньяса (ньяса рук — когда Сила Божества входит в руки) и шаданга-ньяса (ньяса шести частей тела — когда Сила Божества входит во всё тело) — выполняются перед джапой паньчакшара-махамантры Владыки Шивы [ОМ] НАМАХ ШИВАЙА, а также перед совершением Шива-пуджи (в том числе и Линга-пуджи) с использованием этой махамантры.

Кара-ньяса:

1. Мантра: ОМ ОМ АНГУШТХАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить большие пальцы рук.

2. Мантра: ОМ НАМ ТАРДЖАНИБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить указательные пальцы.

3. Мантра: ОМ МАМ МАДХЙАМАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить средние пальцы.

4. Мантра: ОМ ШИМ АНАМИКАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить безымянные пальцы.

5. Мантра: ОМ ВАМ КАНИШТХИКАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить мизинцы.

6. Мантра: ОМ ЙАМ КАРАТАЛА-КАРА-ПРИШТХАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить ладони, а затем тыльные стороны кистей рук.

Шаданга-ньяса:

1. Мантра: ОМ ОМ ХРИДАЙАЙА НАМАХа. — Действие: сложенными «бутоном» пятью пальцами правой руки коснуться груди в области сердца.

2. Мантра: ОМ НАМ ШИРАСЕ СВАХА. — Действие: таким же способом коснуться верхней части лба в том месте, где начинают расти волосы.

3. Мантра: ОМ МАМ ШИКХАЙАЙ ВАШАТ. — Действие: оттопыренным большим пальцем правой руки коснуться макушки, держа четыре остальных пальца прижатыми к ладони.

4. Мантра: ОМ ШИМ КАВАЧАЙА ХУМ. — Действие: скрестить руки ниже плеч так, чтобы правая рука была сверху.

5. Мантра: ОМ ВАМ НЕТРА-ТРАЙАЙА ВАУШАТ. — Действие: указательным, средним и безымянным пальцами правой руки коснуться глаз так, чтобы указательный палец коснулся правого глаза, безымянный — левого, а средний — коснулся области Третьего Глаза; большой палец и мизинец при этом должны быть соединены вместе.

6. Мантра: ОМ ЙАМ АСТРАЙА ПХАТ. — Действие: вытянутыми указательным и средним пальцами правой руки ударить, издав щелчкообразный звук, по левой ладони, а затем по тыльной стороне левой кисти. (Совершается для устрашения злых духов.)

Обычно сразу после выполнения этих ньяс следует дхьяна (внутреннее созерцание) — непродолжительная медитация на Образ (Мурти) Владыки Шивы (Лингам или антропоморфное изображение). В данной же пудже дхьяне предшествует магический ритуал диг-бандханы (ограждения сторон), после чего выполняется недолгое безмолвное созерцание Божественного Присутствия в себе самом. Практикующему необходимо помнить, что без осознания себя (своего тела) живым Храмом и Вместилищем Владыки выполнение ньяс (равно как и многих тантрических ритуалов вообще) становится бессмысленным.

//5// Диг-бандхана (ограждение сторон).

Пуджари щёлкает пальцами правой руки по восьми направлениям (начиная с восточного направления) вокруг своей головы, произнося при каждом щелчке защитную мантру: ХУМ ПХАТ. Затем, произнося ту же мантру, он делается щелчок над макушкой и щелчок напротив основания позвоночника. Так садхака защищает себя от возможного нападения злых духов и других существ Тонкого Мира со всех сторон.

//6// Дхьяна (внутреннее созерцание) Божественного Присутствия.

Закрыв глаза и мысленно визуализируя в своём Сердце (анахата-чакре) Владыки Шиву и Шакти-Деви (в антропоморфных образах либо в форме Чистого Бесформенного Света) и обращаясь к Ним, садхака произносит дхьяна-мантру:

ОМ КАРПУРА ГАУРАМ КАРУНАВАТАРАМ САНСАРАСАРАМ БХУДЖАГЕНДРА ХАРАМ / САДА ВАСАНТАМ ХРИДАЙАРАВИНДЕ БХАВАМ БХАВАНИ САХИТАМ НАМАМИ.

(ОМ! Белоснежному как камфора, Воплощению сострадания, Сущности всего проявленного Мира сансары, Украшенному змеями, всегда обитающему в лотосе моего Сердца Бхаве (буквально: «Сущему» — Шиве) и Его Супруге Бхавани (буквально: «Сущей» — Шакти-Деви) я поклоняюсь!)

Затем садхака на протяжении некоторого времени безмолвно созерцает Владыки Шиву и Шакти-Деви в своём Сердце — в анахата-чакре (либо в аджна-чакре, либо в сахасрара-чакре, – в зависимости от уровня подготовки практикующего), мысленно предлагая Им в качестве подношения все богатства Мира, включая себя самого (иногда практикующие визуализируют горы цветов, бескрайние воды, всевозможные угощения и т.п. и предлагают всё это Владыке и Его Энергии). Затем образы Шивы и Шакти сливаются в Единый Бесформенный Джйотирлингам (тождественный по сути Атма-Лингаму — Шиватме, Истинному Я самого практикующего), наполняющий Своим Самосиянным Светом сначала анахата-чакру, а затем и всё тело садхаки.

Когда практикующий почувствует, что сам стал поистине этим Светом, растворившись в Нём без остатка, он переносит — «изливает» свой внутренний Свет Атма-Лингама наружу, наполняя Им внешний объект поклонения — алтарный Шивалингам.

//7// Ритуал переноса Божественного Присутствия в алтарный Шивалингам.

Не открывая глаз, сложив руки в авахана-мудру (жест приглашения) возле груди, садхака произносит мантру:

ОМ НАМАХ ШИВАЙА АВАХАНАМ САМАРПАЙАМИ.

(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю приглашение (призыв)!)

В момент произнесения этой мантры и переноса Божественного Присутствия – садхака открывает глаза, и первый его взор должен упасть на почитаемый Образ (алтарный Шивалингам).

Затем произносится мантра:

ОМ НАМАХ ШИВАЙА АСАНАМ САМАРПАЙАМИ.

(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю место (асану)!)

При этом садхака делает «переносящее» движение от анахата-чакры к внешнему Образу (Шивалингаму) и касается его своими руками.

Считается, что с этого момента Божественная Сила входит в Образ (Шивалингам); и пуджари приветствует Её словами мантры:

ОМ ШАКТИ-ШИВА САКШАТ ПАРА-БРАХМА / ТАСМАЙ ЙОНИ-ЛИНГАБХЙАМ НАМАХа.

(ОМ! Йони и Лингаму — воистину Вместилищу Божественной Силы Шивы и Образу Высшего Брахмана — почитание!)

Затем, склонив голову в поклоне и молитвенно сложив ладони перед грудью, пуджари произносит мантру: ОМ БХАВАМ БХАВАНИ САХИТАМ НАМАМИ. (ОМ! Бхаве и Бхавани я поклоняюсь!)

Затем совершается паньча-упачара-пуджа (предложение пяти подношений), означающая подношение Владыке в качестве жертвы всего Мира, состоящего из пяти элементов — стихий: земли, воды, огня, воздуха и акаши. Преданный символически подносит Всевладыке Мир, в котором он живёт, включая себя самого, воспринимая это как глубоко мистическое таинство сотворчества с Божественным Создателем, непрерывно обновляющим Своё Творение.

Читать далее: Вторая часть, Третья часть
2


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.