Шиваиты (Шайвы) → Краткое знакомство с мировоззрением и практикой натхов (1)
Автор: Йоги Матсьендранатх Махарадж
Многие исследователи образование нашей Традиции относят к 10-11 веку, но имя основателя Традиции (инкарнации Шивы) Горакшанатха встречается в ряде пуранических текстов, например, в Брахманда-пуране, в Сканда-пуране, Шива-пуране, Нарада-пуране, а они были составлены в начале первого тысячелетия. Кто-то считает, что имена Горакшанатха туда были вписаны позже, но это не так актуально для практикующего. Сами натхи в Индии верят, что Горакшанатх являлся во все четыре Юги, обучая йоге. Тем более, если учесть мифы, что Матсьендранатх сидел 12 лет «во чреве рыбы», а Горакшанатх появился из освященного пепла (вибхути), то становится очевидным, что это может быть сам Шива. Обычные люди видят в этих символических историях определенные значения.
Авторству Горакшанатха приписывают около 50 текстов, многие тексты на санскрите, но немало текстов и на хинди. В Индии есть три города, названные в его честь, четвертый находится в Непале, всего существует четыре под названием Горакхпур. Также у Горакшанатха было много учеников, которым принадлежит авторство многих текстов по йоге, поэтому так много текстов. Основных учеников у Горакшанатха было 84, из них Девять Натхов (Нава-натхи) — самые почитаемые в Традиции, один из них — это он сам, в их числе также Матсьендранатх и Адинатх. Существует две категории Нава Натхов: одни считаются проявлениями Шивы и популярны на Севере Индии, это — Сатьянатх (Брахма), Сантошнатх (Вишну), Гаджабели Гаджакантхарнатх (Ганеша) и др.; другие девять популярны на Юге Индии, такие как Реваннатх, Наганатх, Джаландхарнатх (Джвалендранатх) и др., и являются воплощениями Вишну. И в том, и другом списке присутствует Горакшанатх, Адинатх, Матсьендранатх и Чаурангинатх. Также в Традиции Натхов есть 12 главных Гуру (учеников Горакшанатха), которые основали 12 пантхов (направлений в Традиции). Некоторые из этих учеников указаны в списках Девяти Натхов, одной и другой категории, а также они есть и в списке 84 натхов. В основном это были цари (раджа), такие как Бхартрихари, Чауранги, Дхарманатх и др. Среди них есть и женщина Вимала, она была дочерью бенгальского царя, впоследствии она стала ученицей Горакшанатха и основала один из самых знаменитых пантхов (Аи-пантх). Аи происходит от слова «Маи», то есть Богиня. Ее стали почитать как Богиню Бхавани, в священных текстах она известна как Вималанатх. Некоторые натхи ее отождествляют с Удаянатхом (Парвати). Главные храмы Аи-пантха Вы можете встретить в Харидваре и в Рохтаке (штат Харьяна).
Если сказать вкратце об отличиях натхов от других крупных традиций индуизма и буддизма, то они таковы:
1) Натхи отличаются от ведизма тем, что, во-первых, не придерживаются кастовой системы, как и буддисты, однако, в отличие от последних, они и не отрицают их относительную надобность. Натхи не следуют ведическим текстам (самхиты, брахманы, араньяки и упанишады), правда, частично они что-то заимствовали из этих источников. Например, некоторые йогические упанишады натхи признают как свои. Классических ведических упанишад всего 11, а те, которые позже были занесены в канон муктика (108), считаются ведическими только номинально. Большинство ведических риши были грихастхами, ведизм — это традиция грихастх, отчасти муни (лесных отшельников). Но ведические брахманы используют мантры на ведическом санскрите, где используются определенные ритмы (свара), для мантр важна готра (родовая линия, восходящая к тому или иному риши) и т. д. Хотя натхи и не отрицают все это, тем не менее, за основное Божество и Гуру они принимают Йогина Горакшанатха. И если ищущий истину становится Йоги, т.е. получает посвящение (духовное рождение в Традиции), то отношение к другим готрам и кастам считается не особо важным. Натхи также почитают Божеств, которые почитаются в тантре, а тантра сильно отличается от ведизма. В основном это Божества в храмах, которым предлагается алкоголь, мясо и т. п. Натхи посещают такие храмы свободно, в отличие от многих вайшнавов или вайдика брахманов.
2) Что касается тантры, она отдельна от ведизма. Тантрики делают пуджи (почитание Божеств) поднося им мясо, вино, рыбу и т. п., практикуют ритуальный секс, что в ведизме считается грехом, хотя бывает и так, что многие тантрики скрывают свои практики в Индии, и внешне маскируются под ведических брахманов. Во многом классическая тантра схожа с ведизмом, но ее практики, связанные с ритуалами и мантрами, намного проще ведических и требуют меньше времени для выполнения. Тантру часто делят на дакшиначару (правый путь, «праведный») где практикующий пуджу призывает в свое тело, в тела участников ритуала или в образ (мурти) – Божество, и почитает его там. Второй путь — это вамачара (левый путь), где при почитании делают все то же, что и в дакшиначаре, с той разницей, что участники ритуала могут быть без одежды, и почитать Богов друг в друге с использованием ритуального секса, что, по их мнению, усиливает бхаву (состояние чувств и ума во время поклонения). Кроме этого, они подносят Богам, призванным в себя и в других, вино, мясо и т. п. Они считают, что вино, мясо, рыба и др. символизируют асуров, и поэтому садхака, ставший Божеством, символически поедает (убивает) асуров. Но иногда поклонение в вамачаре рассматривается как внутренние йогические процессы, например, поедание мяса – это кхечари-мудра (поедание своего языка), вино – это нектар, нисходящий из сахасрара-чакры, которым йогин наполняет свое тело, символически испивая его, майтхуна (ритуальный секс) – это союз Кундалини и Шивы (сверхсознания) в сахасрара-чакре. Тех, кто такие ритуалы рассматривает как внутренние и внешние, называют каула-садхаками, от слова «кула» (кула-тантра), таких адептов, которые принадлежит тайному мистическому клану, рассматривают как священную семью (кула). Вамачару также часто отождествляют с кулой. Натхи отличаются тем, что они в основном рассматривают ритуалы 5 М как внутренние процессы, и чаще избегают совершения внешней майтхуны, испития вина и др. С другой стороны, вы вряд ли встретите в Индии каула-тантриков, которые открыто проводили бы ритуалы майтхуны, так как ритуал считается тайным (гупта). Неисключено, что какой-то процент натхов совершает и внешние обряды 5М, но в закрытом виде. Внешне Традиция натхов в Индии является монашеским аскетическим орденом. Однако натхи используют многие тантрические метафизические понятия, которые есть только в тантре, а не в Ведах, это — чакры, Кундалини-шакти, нада, бинду и др. От тантры учение натхов отличается тем, что натховские практики больше ориентированы на принцип пустоты (шунья), а практики тантры на полноту (пурната).
Тантрики больше заостряют внимание на тантрических текстах, которым тантрик должен следовать. Все тантрические тексты принадлежат к той или иной традиции, они символически вышли из пяти ликов Шивы и называются шроты (каналы, или потоки знаний, или амнаи), все тексты относятся к той или иной амнае. Так как все тексты постичь очень сложно, не обладая достоточно чистым умом и качествами усердного ученика, то в Индии очень сложно встретить тантриков, которые бы являлись мастерами всех амнай и знатоками всех основных тантрических текстов. Многие тантрики Индии имеют более узкие профили, и, как правило, обладают относительными сиддхами. Тантрические тексты в основном составлены на классическом санскрите, изучение которого также требует времени.
Что касается Горакшанатха, то его последователи, хоть и заимствовали многие знания из тантры и из Вед (Сукшма-веда), большинство натхов используют в мантрах простой язык (часто смесь санскрита, хинди и других индийских языков), однако эти мантры на смешанном языке (сандха-бхаша) часто имеют очень глубокое символическое значение, например «Приветствую луну и солнце в теле, Гуру в небе, в земле, в мужчинах и женщинах» и т.д., и т.п. Считается, что смысл этих мантр понимают только адепты Натха-сампрадаи. Такие мантры часто называют «шабар». Есть много мифов и преданий, объясняющих, откуда появилось это название. Натхи верят, что их получил Матсьендранатх от Адинатха Шивы, а Горакшанатх со своими учениками распространил эти мантры. Кто-то верит, что была река под названием Шабари и деревня, возле которой жил и практиковал Матсьендранатх, а также верят в существование йогина по имени Шабарнатх, и что Шабар – это имя Шивы, а Богиня – Шабари (и мантры, в которых присутвует Шива – это Шабар-мантры). В действетельности мантры носили религиозный характер, но постепенно из-за того, что в них не обязателен санскрит, они стали популярны среди деревенских колдунов и во многом преобразовались из чистой формы поклонения в разные формы «лаукика-тантры», деревенской абхичары и т.п.
Немаловажную роль сыграли: ислам, который внедрился в Индию; разные пракриты, которые использовали джайны; буддизм, несколько исказивший санскрит в мантрах, и другие религиозные течения, с которыми натхи часто обменивались практиками. К тому же натхи ориентировались на хатха-йогу, где важна практика асан, пранаям и мудр, а простые мантры в сочетании с такого рода практиками более применимы. В Шабар-мантрах важна непосредственная спонтанная дхьяна, тогда как тантрические мантры имеют свои тонкости, например, семенные слоги, где в каждой бидже может присутствовать свой сакральный смысл, и во все нужно глубоко вникать. В сочетании с хатха-йогой, всего этого для садхаки было бы слишком много, поэтому Горакшанатх и его последователи сильно упростили религиозные мантры по сравнению со стандартной тантрой. Но они взяли из тантры много подготовительных элементов, связанных с очищением, и делали на них больший акцент, чем на остальных частях тантрического ритуала, уделяли внимание таким элементам как асана, пранаяма, бхута-шуддхи, шат-чакра бхеда и т. п. У натхов эти элементы получили большее развитие, и поэтому им уделяется больше внимания. Раджа-йога, под которой в тантре подразумевалось слияние семени (шукра) садхаки с секрециями (раджа) Богини, обрела исключительно внутреннее значение в виде трансовых практик, ориентированных на самадхи. В принципе, то, что достигают каула-тантрики практиками 5М, натхи достигают посредством большего сосредоточения на контроле тела, праны, а через прану – сознания. Ведь Шакти не ограничена телом женщины, в которое призывают Богиню, Богиня – это космическая вездесущая Шакти, а ритуал, подводящий к ее полному восприятию, рассматривается как уловка (упая). Отчасти похожий подход мы встречаем в Шривидье Самая, где Кундалини йога носит внутренний характер, в отличии от Шрикулы, с той разницей, что в линии Шривидья Самая ритуалы на санскрите, в отличие от Шабар-тантры натхов, где тоже есть поклонение Богине (Шакти), о которой речь пойдет чуть позже.
В Индии мы также можем встретить и более радикальные культы, многие из которых практически вымерли, например Капалики, сохранившаяся популярная Агхора – они оперируют крайними практиками вамамарги вместе с асктетизмом, практикуемым в местах кремации (шмашан), где почитают Кали и Бхайраву, Агхора-Шиву. Агхори помимо 5М используют еще две макары, они употребляют экскременты (мала) и мочу урину (мутра), всего 7М, также поедают человеческие трупы и трупы животных (исключение — лошади «гхора»). Натхи Агхору воспринимают как Шиву, который бесстрашен и находится вне страданий сансары, а сансару рассматривают как место ужасных страданий (гхора), эти практики они рассматривают как внутренние, хотя некоторые, как и агхори, могут практиковать в местах кремации.
Продолжение здесь.
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
Многие исследователи образование нашей Традиции относят к 10-11 веку, но имя основателя Традиции (инкарнации Шивы) Горакшанатха встречается в ряде пуранических текстов, например, в Брахманда-пуране, в Сканда-пуране, Шива-пуране, Нарада-пуране, а они были составлены в начале первого тысячелетия. Кто-то считает, что имена Горакшанатха туда были вписаны позже, но это не так актуально для практикующего. Сами натхи в Индии верят, что Горакшанатх являлся во все четыре Юги, обучая йоге. Тем более, если учесть мифы, что Матсьендранатх сидел 12 лет «во чреве рыбы», а Горакшанатх появился из освященного пепла (вибхути), то становится очевидным, что это может быть сам Шива. Обычные люди видят в этих символических историях определенные значения.
Авторству Горакшанатха приписывают около 50 текстов, многие тексты на санскрите, но немало текстов и на хинди. В Индии есть три города, названные в его честь, четвертый находится в Непале, всего существует четыре под названием Горакхпур. Также у Горакшанатха было много учеников, которым принадлежит авторство многих текстов по йоге, поэтому так много текстов. Основных учеников у Горакшанатха было 84, из них Девять Натхов (Нава-натхи) — самые почитаемые в Традиции, один из них — это он сам, в их числе также Матсьендранатх и Адинатх. Существует две категории Нава Натхов: одни считаются проявлениями Шивы и популярны на Севере Индии, это — Сатьянатх (Брахма), Сантошнатх (Вишну), Гаджабели Гаджакантхарнатх (Ганеша) и др.; другие девять популярны на Юге Индии, такие как Реваннатх, Наганатх, Джаландхарнатх (Джвалендранатх) и др., и являются воплощениями Вишну. И в том, и другом списке присутствует Горакшанатх, Адинатх, Матсьендранатх и Чаурангинатх. Также в Традиции Натхов есть 12 главных Гуру (учеников Горакшанатха), которые основали 12 пантхов (направлений в Традиции). Некоторые из этих учеников указаны в списках Девяти Натхов, одной и другой категории, а также они есть и в списке 84 натхов. В основном это были цари (раджа), такие как Бхартрихари, Чауранги, Дхарманатх и др. Среди них есть и женщина Вимала, она была дочерью бенгальского царя, впоследствии она стала ученицей Горакшанатха и основала один из самых знаменитых пантхов (Аи-пантх). Аи происходит от слова «Маи», то есть Богиня. Ее стали почитать как Богиню Бхавани, в священных текстах она известна как Вималанатх. Некоторые натхи ее отождествляют с Удаянатхом (Парвати). Главные храмы Аи-пантха Вы можете встретить в Харидваре и в Рохтаке (штат Харьяна).
Если сказать вкратце об отличиях натхов от других крупных традиций индуизма и буддизма, то они таковы:
1) Натхи отличаются от ведизма тем, что, во-первых, не придерживаются кастовой системы, как и буддисты, однако, в отличие от последних, они и не отрицают их относительную надобность. Натхи не следуют ведическим текстам (самхиты, брахманы, араньяки и упанишады), правда, частично они что-то заимствовали из этих источников. Например, некоторые йогические упанишады натхи признают как свои. Классических ведических упанишад всего 11, а те, которые позже были занесены в канон муктика (108), считаются ведическими только номинально. Большинство ведических риши были грихастхами, ведизм — это традиция грихастх, отчасти муни (лесных отшельников). Но ведические брахманы используют мантры на ведическом санскрите, где используются определенные ритмы (свара), для мантр важна готра (родовая линия, восходящая к тому или иному риши) и т. д. Хотя натхи и не отрицают все это, тем не менее, за основное Божество и Гуру они принимают Йогина Горакшанатха. И если ищущий истину становится Йоги, т.е. получает посвящение (духовное рождение в Традиции), то отношение к другим готрам и кастам считается не особо важным. Натхи также почитают Божеств, которые почитаются в тантре, а тантра сильно отличается от ведизма. В основном это Божества в храмах, которым предлагается алкоголь, мясо и т. п. Натхи посещают такие храмы свободно, в отличие от многих вайшнавов или вайдика брахманов.
2) Что касается тантры, она отдельна от ведизма. Тантрики делают пуджи (почитание Божеств) поднося им мясо, вино, рыбу и т. п., практикуют ритуальный секс, что в ведизме считается грехом, хотя бывает и так, что многие тантрики скрывают свои практики в Индии, и внешне маскируются под ведических брахманов. Во многом классическая тантра схожа с ведизмом, но ее практики, связанные с ритуалами и мантрами, намного проще ведических и требуют меньше времени для выполнения. Тантру часто делят на дакшиначару (правый путь, «праведный») где практикующий пуджу призывает в свое тело, в тела участников ритуала или в образ (мурти) – Божество, и почитает его там. Второй путь — это вамачара (левый путь), где при почитании делают все то же, что и в дакшиначаре, с той разницей, что участники ритуала могут быть без одежды, и почитать Богов друг в друге с использованием ритуального секса, что, по их мнению, усиливает бхаву (состояние чувств и ума во время поклонения). Кроме этого, они подносят Богам, призванным в себя и в других, вино, мясо и т. п. Они считают, что вино, мясо, рыба и др. символизируют асуров, и поэтому садхака, ставший Божеством, символически поедает (убивает) асуров. Но иногда поклонение в вамачаре рассматривается как внутренние йогические процессы, например, поедание мяса – это кхечари-мудра (поедание своего языка), вино – это нектар, нисходящий из сахасрара-чакры, которым йогин наполняет свое тело, символически испивая его, майтхуна (ритуальный секс) – это союз Кундалини и Шивы (сверхсознания) в сахасрара-чакре. Тех, кто такие ритуалы рассматривает как внутренние и внешние, называют каула-садхаками, от слова «кула» (кула-тантра), таких адептов, которые принадлежит тайному мистическому клану, рассматривают как священную семью (кула). Вамачару также часто отождествляют с кулой. Натхи отличаются тем, что они в основном рассматривают ритуалы 5 М как внутренние процессы, и чаще избегают совершения внешней майтхуны, испития вина и др. С другой стороны, вы вряд ли встретите в Индии каула-тантриков, которые открыто проводили бы ритуалы майтхуны, так как ритуал считается тайным (гупта). Неисключено, что какой-то процент натхов совершает и внешние обряды 5М, но в закрытом виде. Внешне Традиция натхов в Индии является монашеским аскетическим орденом. Однако натхи используют многие тантрические метафизические понятия, которые есть только в тантре, а не в Ведах, это — чакры, Кундалини-шакти, нада, бинду и др. От тантры учение натхов отличается тем, что натховские практики больше ориентированы на принцип пустоты (шунья), а практики тантры на полноту (пурната).
Тантрики больше заостряют внимание на тантрических текстах, которым тантрик должен следовать. Все тантрические тексты принадлежат к той или иной традиции, они символически вышли из пяти ликов Шивы и называются шроты (каналы, или потоки знаний, или амнаи), все тексты относятся к той или иной амнае. Так как все тексты постичь очень сложно, не обладая достоточно чистым умом и качествами усердного ученика, то в Индии очень сложно встретить тантриков, которые бы являлись мастерами всех амнай и знатоками всех основных тантрических текстов. Многие тантрики Индии имеют более узкие профили, и, как правило, обладают относительными сиддхами. Тантрические тексты в основном составлены на классическом санскрите, изучение которого также требует времени.
Что касается Горакшанатха, то его последователи, хоть и заимствовали многие знания из тантры и из Вед (Сукшма-веда), большинство натхов используют в мантрах простой язык (часто смесь санскрита, хинди и других индийских языков), однако эти мантры на смешанном языке (сандха-бхаша) часто имеют очень глубокое символическое значение, например «Приветствую луну и солнце в теле, Гуру в небе, в земле, в мужчинах и женщинах» и т.д., и т.п. Считается, что смысл этих мантр понимают только адепты Натха-сампрадаи. Такие мантры часто называют «шабар». Есть много мифов и преданий, объясняющих, откуда появилось это название. Натхи верят, что их получил Матсьендранатх от Адинатха Шивы, а Горакшанатх со своими учениками распространил эти мантры. Кто-то верит, что была река под названием Шабари и деревня, возле которой жил и практиковал Матсьендранатх, а также верят в существование йогина по имени Шабарнатх, и что Шабар – это имя Шивы, а Богиня – Шабари (и мантры, в которых присутвует Шива – это Шабар-мантры). В действетельности мантры носили религиозный характер, но постепенно из-за того, что в них не обязателен санскрит, они стали популярны среди деревенских колдунов и во многом преобразовались из чистой формы поклонения в разные формы «лаукика-тантры», деревенской абхичары и т.п.
Немаловажную роль сыграли: ислам, который внедрился в Индию; разные пракриты, которые использовали джайны; буддизм, несколько исказивший санскрит в мантрах, и другие религиозные течения, с которыми натхи часто обменивались практиками. К тому же натхи ориентировались на хатха-йогу, где важна практика асан, пранаям и мудр, а простые мантры в сочетании с такого рода практиками более применимы. В Шабар-мантрах важна непосредственная спонтанная дхьяна, тогда как тантрические мантры имеют свои тонкости, например, семенные слоги, где в каждой бидже может присутствовать свой сакральный смысл, и во все нужно глубоко вникать. В сочетании с хатха-йогой, всего этого для садхаки было бы слишком много, поэтому Горакшанатх и его последователи сильно упростили религиозные мантры по сравнению со стандартной тантрой. Но они взяли из тантры много подготовительных элементов, связанных с очищением, и делали на них больший акцент, чем на остальных частях тантрического ритуала, уделяли внимание таким элементам как асана, пранаяма, бхута-шуддхи, шат-чакра бхеда и т. п. У натхов эти элементы получили большее развитие, и поэтому им уделяется больше внимания. Раджа-йога, под которой в тантре подразумевалось слияние семени (шукра) садхаки с секрециями (раджа) Богини, обрела исключительно внутреннее значение в виде трансовых практик, ориентированных на самадхи. В принципе, то, что достигают каула-тантрики практиками 5М, натхи достигают посредством большего сосредоточения на контроле тела, праны, а через прану – сознания. Ведь Шакти не ограничена телом женщины, в которое призывают Богиню, Богиня – это космическая вездесущая Шакти, а ритуал, подводящий к ее полному восприятию, рассматривается как уловка (упая). Отчасти похожий подход мы встречаем в Шривидье Самая, где Кундалини йога носит внутренний характер, в отличии от Шрикулы, с той разницей, что в линии Шривидья Самая ритуалы на санскрите, в отличие от Шабар-тантры натхов, где тоже есть поклонение Богине (Шакти), о которой речь пойдет чуть позже.
В Индии мы также можем встретить и более радикальные культы, многие из которых практически вымерли, например Капалики, сохранившаяся популярная Агхора – они оперируют крайними практиками вамамарги вместе с асктетизмом, практикуемым в местах кремации (шмашан), где почитают Кали и Бхайраву, Агхора-Шиву. Агхори помимо 5М используют еще две макары, они употребляют экскременты (мала) и мочу урину (мутра), всего 7М, также поедают человеческие трупы и трупы животных (исключение — лошади «гхора»). Натхи Агхору воспринимают как Шиву, который бесстрашен и находится вне страданий сансары, а сансару рассматривают как место ужасных страданий (гхора), эти практики они рассматривают как внутренние, хотя некоторые, как и агхори, могут практиковать в местах кремации.
Продолжение здесь.
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.