Шиваиты (Шайвы) → Краткое знакомство с мировоззрением и практикой натхов (2)
Первая часть статьи здесь.
От буддизма натхизм отличается в основном на уровне доктрины. У натхов постижение Атмана – одна из высших задач, буддизм ориентирован на Анатмаваду (не на принцип Атмана). Хотя около десятка буддийских сиддхов были одновременно и сиддхами нашей традиции (такие мастера как Хаддипа (Джаландхарнатх), Кришначария (Кришнанатх), Луипа (Матсьендранатх)), некоторые даже были основателями известных направлений Ваджраяны, например, один из основателей линии Сакья, Вирупа (Вирупакшанатх), Наганатх (Нагарджуна) и др. Существует мнение, что было несколько Нагарджун, но мои учителя говорят, что это одна личность. Буддизм в свое время был вытеснен Шанкарачарьей из Индии в Непал и Тибет, так как буддизм радикально отвергал ведические писания и касты. Натхи в этом плане оказались более лояльны в отношении ортодоксального индуизма, они ему не сказали ни «да», ни «нет». Несмотря на ранние связи буддийских сиддхов и шиваитов натхов, эти два, отчасти близких культа, ориентированных на тантрическую йогу, постепнно стали совершенно самостоятельными. Хотя и по сей день многие специалисты в их практиках могут найти много схожих элементов.
Еще одна из самых популярных линий в Индии, известная как Дашанами (десять религиозных орденов), основанная Шанкарачарьей и получившая распространенное название Майявада, по той причине, что весь проявленный мир в ней рассматривался как иллюзия Абсолюта, Брахмана. Эта Традиция также известна как Адвайта-веданта. Цель ее заключалась в обретении полного единства Брахмана и Атмана. Шанкарачарья, для того чтобы «защитить дхарму», создал эти ордена. В монашеский орден принимались брахманы (дандины), им выдавалась данда, и они должны были вести крайне отрешенный образ жизни, в основном дандины ориентировались на джняну, из десяти орденов они составляли три, а семь остальных стали известны как нага-баба.
Однако с нага-баба не так все однозначно, в отличие от дандинов, они себя связывают также с великим Гуру Даттатреей, который был великим тантриком и воплощением трех главных Богов индуизма. В нага-баба Шанкарачарья вербовал тех хинду, которые принадлежали к варне кшатриев, вайшью и шудр, а также перебежчиков из других сампрадай. Мои Учителя говорят, что многие нага-баба раньше были натхами-аугхарами, не окрепнув в натховской Традиции, некоторые переходили в нага-акхары. По этой причине вы даже можете встретить очень похожие формы поклонения у садху нагов, например, когда они делают пуджу, сидя на карточках, опустив руки к земле, — и у натхов это называют шамбхави и нади пуджей.
Надо сказать, что нага-баба были не просто садху: если дандины у Шанкарачарьи были «интеллектуальными воинами», то нага-баба были воинами, которые сражались с теми, кто нападал на садху и на дхарму физически. Тришулы и прочие орудия несли не только религиозный смысл, но и вполне практический, их использовали против иноземцев, оккупирующих Индию. У нага-баба, так же как и у натхов, используются тантрические шабар-мантры, хатха-йога (достаточно суровая, аскетическая). Возможно, на каком-то этапе их хатха-йога использовалась как система, укрепляющая садхаку психофизически для того, чтобы он потом свою силу мог использовать в бою. На данный момент эта традиция свои воинские атрибуты сохранила, скорее, как дань их ранней традиции, сейчас это — монашеская организация, ориентированная на отречение и тапасью. Мой Гуру говорит, что многие из них связаны с Наганатхом, одним из Гуру Натховской Традиции, но в основном натхи и наги – это две совершенно независимые сампрадаи.
Шанкарачарья также известен и как один из основателей, или, возможно, реформаторов шактийского культа Шривидья, что его делает далеко не просто маявади. Как и Горакшанатх, имя которого весьма популярно у Натхов, но встречается и в каноне ваджраяны, или же Матсьендранатх – популярен не только у натхов садху, но и в Традиции Крама (Трика), в Традиции Кубджика (ныне сохранившейся в закрытых кланах неварцев в Непале), в целом в культах каула, он же и покровитель Непала, как и Горакшанатх у народностей гурка (или горка), так и Шанкарачарья известен и как основатель Адвайта-веданты и Шривидьи. От Шанкарачарьи доктрина Горакшанатха отличается тем, что она не ориентирована исключительно на адвайту как идеологическую концепцию, или на двайту (как, например, Мадхавачарья, Патанджали).
Доктрина натхов отличается также от многих ведантических культов тем, что Веданта базируется на текстах Упанишад, Веданта-сутре и Бхагавад-гите. Натхи в основном ориетируются на йога-шастры Горакшанатха, отводя ведантическим источникам второстепенную роль. По большому счету, доктрина Горакшанатха не столько ориентирована на тексты вообще, и какие-либо концепции, ее называют двайта-адвайта вилакшана (то, что за пределами двайты и адвайты, т.е. любых форм концепций). Натхи в основном ориентируются не на концепции, а на авторитет своих Гуру и на опыт, полученый через йогическую практику. Они не отрицают относительную пользу всех индуистских доктрин, но и не являются окончательными сторонниками их формальной части. В основном натхи признают только реализованных сиддхов той или иной традиции, в некоторых текстах натховская духовная политика описана как пракша-пата винирмукта.
3) От Йоги Патанджали доктрина Горакшанатха отличается тем, что натхи допускают единство индивидуальной души и Бога (Пуруша-вишеша), у Патанджали они всегда раздельны (двайта-вада). Также Патанджали определяет Пракрити как бессознательную творящую силу, которая творит при соприкосновенни с Пурушей, Пуруша и Пракрити – раздельны, согласно Патанджали. Йога Патанджали — скорее, вийога (отделение себя от материи Пракрити, благодаря чему достигается мокша). Горакшанатх, как и многие тантрики, Пракрити рассматривает как Богиню Шакти, являющуюся чистым знанием, ведущим садхаку к мокше, правда, он признает, что она же может быть и иллюзорной силой – Махамаей, т. е. она двояка. Поэтому понятие Шакти у натхов существует в их йогической практике как Кундалини-джагаран (пробуждение Кундалини), шат-чакра бхеда (пронзание шести чакр). Шакти рассматривается также как тождественная с Богом Шивой и как высший источник всего, — этого нет у Патанджали. Как и в Маяваде Шанкарачарьи, Патанджали не придает понятию Шакти какого-либо высоко духовного статуса, что отличает их от доктрины Горакшанатха. Воззрение Патанджали базируется на теории Санкхьи, с той разницей, что Патанджали в отличие от Санкхьи, ориентирован на теизм, хотя атеистичность Санкхьи также находится под большим вопросом, но, в любом случае, атеистичность во многом не чужда Санкхьи.
Все эти идейные отличия обуславливают и главные практики той или иной традиции. У Горакшанатха присутствуют элементы многих традиций, многие Гуру Натха-сампрадаи практиковали, находясь в рамках других традиций, например, Аллама Прабхудева (Алламанатх) – вирашайва, Джнянешвар (Джнянанатх) – вайшнавизм варкхари, Матьендранатх – Каула-сампрадая, Нимнатх, Паршнатх и др. Джайны (до реформ Махавиры), Ратнанатх и др., были авторитетными для многих мусульман, Гхеранда был бенгальским вайшнавом, многие также практиковали буддизм ваджраяны. Однако многие формы религии, как индийской, так и остальных, натхи трактовали в контексте практики йоги. Например, многие основатели натховских пантхов – это известные персонажи индийского эпоса: Бхагиратха, после тапасьи получил милость Горакшанатха и посвящение от него, он стал известен как Ганганатх и основал Ганга-пантх; Дхарманатх изначально был Юдхиштхирой, известным героем Махабхараты, он основал Дхармапантх; Брахма стал Сатьянатхом, основав Сатья-пантх; Ганеша получил посвящение от Горакши и основал Кантхар-пантх; Капила Муни стал Капилнатхом, основав Капилани-пантх; Хануман, став учеником Горакшанатха, основал Дхаджа-пантх и т. д. Получив посвящение, согласно версии натхов, они стали бессмертными сиддха-йогинами, например, Ганеша обрел после посвящения у Горакшанатха тело сиддха-йогина вместо слоноголового образа. Обычные популярные известные в индуизме формы Богов и мудрецов натхи трактуют как бхога-рупу (мирскую форму), а форму, обретенную после посвящения у Горакшанатха – как йога-рупу (форму совершенных сиддхов), пример тому Нава Натхи и Чаураси сиддхи. Возможно, эта тенденция почитания совершенных йогинов также связана и с ваджраяной, где особенно почитаются махасиддхи и бодхисатвы.
В Традиции есть два главных посвящения (дикши), но в целом их пять. Первое – аугхарское посвящение, считается, что многие натхи с таким посвяшением ранее практиковали агхору, не случайно многих агхори называют по сей день аугхар агхорешвар. У натхов — это символ тех практикующих, которые постигают науку йоги и тантры, и если садхака не утвердился на пути йоги, то он может увлечься практикой тантры и разными другими традициями (их формальной стороной). Дикшитам аугхарам Гуру передает священную нить (джанеу) со свистком (нади), которые используются при почитании Гуру, разных Божеств и т. д. Энергия от объектов почитания направляется в центр тела – набхи (пупок), где пробуждается внутренняя Шакти, и это помогает внешний ритуал сделать опорой для внутренних практик йоги.
Когда практикующий внутренне и внешне стал устойчив на пути натха, Гуру ему передает самое высокое посвящение, прорезая центр ушных раковин, и вставляет туда серьги, которые символически связаны с Шивой и Шакти, солнцем и луной. Эта категория йогинов считается наиболее уважаемой у натхов. Кундалы символически связаны с «ха» и «тха», с практикой хатха-йоги и приверженностью этому пути.
Третья дикша называется «упадеши-дикша», ее Гуру передает в виде практики почитания Богини Баласундари, она – символ Йога Майи Махашакти и очень важна в практике Кундалини-джагаран, Богиня освобождает йогина от сансарического бытия и дарует ему мокшу.
Четвертая и пятая дикши передаются тем, кто интенсивно практикует садханы в виде долгих ретиритов, где нужно все это время практиковать тапасью, строго соблюдать брахмачарью. Эти дикши называются лангот и бхабхут. Бхабхут – это священный пепел, который некоторые йоги используют для нанесения на тело, тем самым очищая свое тонкое тело, что помогает практикам йоги. Лангот – это нижняя одежда для брахмачари (также называется каупина), часто только ее йогин и надевает, когда практикует тапасью, несмотря на погодные условия, он живет в тихом месте и практикует непрерывно садхану, после чего обретает разные сиддхи. Последние две дикши нужны только тем, кто действительно готов много времени посвящать практике тапасьи.
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
От буддизма натхизм отличается в основном на уровне доктрины. У натхов постижение Атмана – одна из высших задач, буддизм ориентирован на Анатмаваду (не на принцип Атмана). Хотя около десятка буддийских сиддхов были одновременно и сиддхами нашей традиции (такие мастера как Хаддипа (Джаландхарнатх), Кришначария (Кришнанатх), Луипа (Матсьендранатх)), некоторые даже были основателями известных направлений Ваджраяны, например, один из основателей линии Сакья, Вирупа (Вирупакшанатх), Наганатх (Нагарджуна) и др. Существует мнение, что было несколько Нагарджун, но мои учителя говорят, что это одна личность. Буддизм в свое время был вытеснен Шанкарачарьей из Индии в Непал и Тибет, так как буддизм радикально отвергал ведические писания и касты. Натхи в этом плане оказались более лояльны в отношении ортодоксального индуизма, они ему не сказали ни «да», ни «нет». Несмотря на ранние связи буддийских сиддхов и шиваитов натхов, эти два, отчасти близких культа, ориентированных на тантрическую йогу, постепнно стали совершенно самостоятельными. Хотя и по сей день многие специалисты в их практиках могут найти много схожих элементов.
Еще одна из самых популярных линий в Индии, известная как Дашанами (десять религиозных орденов), основанная Шанкарачарьей и получившая распространенное название Майявада, по той причине, что весь проявленный мир в ней рассматривался как иллюзия Абсолюта, Брахмана. Эта Традиция также известна как Адвайта-веданта. Цель ее заключалась в обретении полного единства Брахмана и Атмана. Шанкарачарья, для того чтобы «защитить дхарму», создал эти ордена. В монашеский орден принимались брахманы (дандины), им выдавалась данда, и они должны были вести крайне отрешенный образ жизни, в основном дандины ориентировались на джняну, из десяти орденов они составляли три, а семь остальных стали известны как нага-баба.
Однако с нага-баба не так все однозначно, в отличие от дандинов, они себя связывают также с великим Гуру Даттатреей, который был великим тантриком и воплощением трех главных Богов индуизма. В нага-баба Шанкарачарья вербовал тех хинду, которые принадлежали к варне кшатриев, вайшью и шудр, а также перебежчиков из других сампрадай. Мои Учителя говорят, что многие нага-баба раньше были натхами-аугхарами, не окрепнув в натховской Традиции, некоторые переходили в нага-акхары. По этой причине вы даже можете встретить очень похожие формы поклонения у садху нагов, например, когда они делают пуджу, сидя на карточках, опустив руки к земле, — и у натхов это называют шамбхави и нади пуджей.
Надо сказать, что нага-баба были не просто садху: если дандины у Шанкарачарьи были «интеллектуальными воинами», то нага-баба были воинами, которые сражались с теми, кто нападал на садху и на дхарму физически. Тришулы и прочие орудия несли не только религиозный смысл, но и вполне практический, их использовали против иноземцев, оккупирующих Индию. У нага-баба, так же как и у натхов, используются тантрические шабар-мантры, хатха-йога (достаточно суровая, аскетическая). Возможно, на каком-то этапе их хатха-йога использовалась как система, укрепляющая садхаку психофизически для того, чтобы он потом свою силу мог использовать в бою. На данный момент эта традиция свои воинские атрибуты сохранила, скорее, как дань их ранней традиции, сейчас это — монашеская организация, ориентированная на отречение и тапасью. Мой Гуру говорит, что многие из них связаны с Наганатхом, одним из Гуру Натховской Традиции, но в основном натхи и наги – это две совершенно независимые сампрадаи.
Шанкарачарья также известен и как один из основателей, или, возможно, реформаторов шактийского культа Шривидья, что его делает далеко не просто маявади. Как и Горакшанатх, имя которого весьма популярно у Натхов, но встречается и в каноне ваджраяны, или же Матсьендранатх – популярен не только у натхов садху, но и в Традиции Крама (Трика), в Традиции Кубджика (ныне сохранившейся в закрытых кланах неварцев в Непале), в целом в культах каула, он же и покровитель Непала, как и Горакшанатх у народностей гурка (или горка), так и Шанкарачарья известен и как основатель Адвайта-веданты и Шривидьи. От Шанкарачарьи доктрина Горакшанатха отличается тем, что она не ориентирована исключительно на адвайту как идеологическую концепцию, или на двайту (как, например, Мадхавачарья, Патанджали).
Доктрина натхов отличается также от многих ведантических культов тем, что Веданта базируется на текстах Упанишад, Веданта-сутре и Бхагавад-гите. Натхи в основном ориетируются на йога-шастры Горакшанатха, отводя ведантическим источникам второстепенную роль. По большому счету, доктрина Горакшанатха не столько ориентирована на тексты вообще, и какие-либо концепции, ее называют двайта-адвайта вилакшана (то, что за пределами двайты и адвайты, т.е. любых форм концепций). Натхи в основном ориентируются не на концепции, а на авторитет своих Гуру и на опыт, полученый через йогическую практику. Они не отрицают относительную пользу всех индуистских доктрин, но и не являются окончательными сторонниками их формальной части. В основном натхи признают только реализованных сиддхов той или иной традиции, в некоторых текстах натховская духовная политика описана как пракша-пата винирмукта.
3) От Йоги Патанджали доктрина Горакшанатха отличается тем, что натхи допускают единство индивидуальной души и Бога (Пуруша-вишеша), у Патанджали они всегда раздельны (двайта-вада). Также Патанджали определяет Пракрити как бессознательную творящую силу, которая творит при соприкосновенни с Пурушей, Пуруша и Пракрити – раздельны, согласно Патанджали. Йога Патанджали — скорее, вийога (отделение себя от материи Пракрити, благодаря чему достигается мокша). Горакшанатх, как и многие тантрики, Пракрити рассматривает как Богиню Шакти, являющуюся чистым знанием, ведущим садхаку к мокше, правда, он признает, что она же может быть и иллюзорной силой – Махамаей, т. е. она двояка. Поэтому понятие Шакти у натхов существует в их йогической практике как Кундалини-джагаран (пробуждение Кундалини), шат-чакра бхеда (пронзание шести чакр). Шакти рассматривается также как тождественная с Богом Шивой и как высший источник всего, — этого нет у Патанджали. Как и в Маяваде Шанкарачарьи, Патанджали не придает понятию Шакти какого-либо высоко духовного статуса, что отличает их от доктрины Горакшанатха. Воззрение Патанджали базируется на теории Санкхьи, с той разницей, что Патанджали в отличие от Санкхьи, ориентирован на теизм, хотя атеистичность Санкхьи также находится под большим вопросом, но, в любом случае, атеистичность во многом не чужда Санкхьи.
Все эти идейные отличия обуславливают и главные практики той или иной традиции. У Горакшанатха присутствуют элементы многих традиций, многие Гуру Натха-сампрадаи практиковали, находясь в рамках других традиций, например, Аллама Прабхудева (Алламанатх) – вирашайва, Джнянешвар (Джнянанатх) – вайшнавизм варкхари, Матьендранатх – Каула-сампрадая, Нимнатх, Паршнатх и др. Джайны (до реформ Махавиры), Ратнанатх и др., были авторитетными для многих мусульман, Гхеранда был бенгальским вайшнавом, многие также практиковали буддизм ваджраяны. Однако многие формы религии, как индийской, так и остальных, натхи трактовали в контексте практики йоги. Например, многие основатели натховских пантхов – это известные персонажи индийского эпоса: Бхагиратха, после тапасьи получил милость Горакшанатха и посвящение от него, он стал известен как Ганганатх и основал Ганга-пантх; Дхарманатх изначально был Юдхиштхирой, известным героем Махабхараты, он основал Дхармапантх; Брахма стал Сатьянатхом, основав Сатья-пантх; Ганеша получил посвящение от Горакши и основал Кантхар-пантх; Капила Муни стал Капилнатхом, основав Капилани-пантх; Хануман, став учеником Горакшанатха, основал Дхаджа-пантх и т. д. Получив посвящение, согласно версии натхов, они стали бессмертными сиддха-йогинами, например, Ганеша обрел после посвящения у Горакшанатха тело сиддха-йогина вместо слоноголового образа. Обычные популярные известные в индуизме формы Богов и мудрецов натхи трактуют как бхога-рупу (мирскую форму), а форму, обретенную после посвящения у Горакшанатха – как йога-рупу (форму совершенных сиддхов), пример тому Нава Натхи и Чаураси сиддхи. Возможно, эта тенденция почитания совершенных йогинов также связана и с ваджраяной, где особенно почитаются махасиддхи и бодхисатвы.
В Традиции есть два главных посвящения (дикши), но в целом их пять. Первое – аугхарское посвящение, считается, что многие натхи с таким посвяшением ранее практиковали агхору, не случайно многих агхори называют по сей день аугхар агхорешвар. У натхов — это символ тех практикующих, которые постигают науку йоги и тантры, и если садхака не утвердился на пути йоги, то он может увлечься практикой тантры и разными другими традициями (их формальной стороной). Дикшитам аугхарам Гуру передает священную нить (джанеу) со свистком (нади), которые используются при почитании Гуру, разных Божеств и т. д. Энергия от объектов почитания направляется в центр тела – набхи (пупок), где пробуждается внутренняя Шакти, и это помогает внешний ритуал сделать опорой для внутренних практик йоги.
Когда практикующий внутренне и внешне стал устойчив на пути натха, Гуру ему передает самое высокое посвящение, прорезая центр ушных раковин, и вставляет туда серьги, которые символически связаны с Шивой и Шакти, солнцем и луной. Эта категория йогинов считается наиболее уважаемой у натхов. Кундалы символически связаны с «ха» и «тха», с практикой хатха-йоги и приверженностью этому пути.
Третья дикша называется «упадеши-дикша», ее Гуру передает в виде практики почитания Богини Баласундари, она – символ Йога Майи Махашакти и очень важна в практике Кундалини-джагаран, Богиня освобождает йогина от сансарического бытия и дарует ему мокшу.
Четвертая и пятая дикши передаются тем, кто интенсивно практикует садханы в виде долгих ретиритов, где нужно все это время практиковать тапасью, строго соблюдать брахмачарью. Эти дикши называются лангот и бхабхут. Бхабхут – это священный пепел, который некоторые йоги используют для нанесения на тело, тем самым очищая свое тонкое тело, что помогает практикам йоги. Лангот – это нижняя одежда для брахмачари (также называется каупина), часто только ее йогин и надевает, когда практикует тапасью, несмотря на погодные условия, он живет в тихом месте и практикует непрерывно садхану, после чего обретает разные сиддхи. Последние две дикши нужны только тем, кто действительно готов много времени посвящать практике тапасьи.
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!
Спасибо за интересную статью!
Он родился в штате Карнатака, г. Шимога. Был музыкантом при храме. Его женой стала храмовая танцовщица, но она быстро оставила тело, и Аллама стал потом монахом шиваитом. Он написал несколько трудов в виде стихов, посвященных преданности Шиве. Так как на Юге Индии из шиваитских сампрадай наиболее популярен вирашиваизм, то имя Алламы связывают с Вирашиваизмом. Аллама возглавлял орден, где было около 300 посвященных, где были и женщины. Но он также был и натхом, обладающим сиддхами. Есть история о том, как однажды Горакшанатх рассказывал Алламе о совершенствах тела, на что Аллама ответил Горакшанатху, что тела — это всего лишь застывшие призраки, порожденные Майей. В качестве доказательства он дал Горакшанатху меч и попросил разрубить тело Алламы. Но тело Алламы действительно стало подобно полупрозрачному облаку, так что меч прошел сквозь тело, не повредив Алламу. Считается, что он является одним из 84 сиддхов нашей традиции, известный как Прабхудеванатх. Когда Натхи делают пуджу 84 натхам, то они также в янтре 84 натхов почитают и Прабхудеванатха. Иногда в Традиции Натхов еще его называют Алламанатх.
Во мне оставил фрагменты из
Активных векторов, требующих
Энергии до силы понимания!
Да, неплохой на мой взгляд, там по основным пунктам проведен сравнительный анализ натхизма относительно других известных традиций.
Умом натхизма не понять,
Аршином общим не измерить.
Ведь в нём особенная стать,
Натхизму можно только верить…
Ну, это так :)
Чтобы не терять чувства юмора!
На самом деле эти две статьи,
На кропотливый научный труд тянут.
Особенно интересным выводится
То самое «по основным пунктам».
«Пункты» обозначаются, и
Мозг запускается в работу.
джняне, обретается в медитации, а шравана (слушание Гуру текстов), манана (осмысление) — это все подготовка к джняне, ограниченное знание («Апара-видья»); а «Пара-видья» (высшее знание) — это Нидидхьяса (погружение в
суть осмысленного, что, по сути, йога и есть). Вера как бхакти, по сути, — то же самое. Мы не можем сосредоточиться на том, что нам не интересно, получается, вера и преданность — естественное свойство души и сознания, которые раскрываются, когда есть доверие. Т.е. бхакти в виде плясок, кританов и подношений — тоже лишь подводит к тому, что называют чистой бхакти. Разные на вид йоги, но сущностная основа та же.
Конечно, сложно понять умом то, что как обычно понимается не умом. :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.