Слово «Ганапати» (Ganapati) в Риг Веде означало «дважды» и не имело отношения к Ганеше, а приписывалось Брихаспати (Brihaspati). В Х Мандале (Mandala) «Ганапати» использовалось при описании Индры. Майтраяни Самхита (Maitrayani Samhita) упоминает, однако, Ганапатьев (Ganapatyas), то есть почитателей Ганапати. К Ганапати также обращались как к Хастимукхе (Hastimukha), Данти (Danti).
В поздневедический период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита (Tayttiria-Samhita)).
Тайттрийя Араньяка (Taittriya Aranyaka) и Нараяна Упанишада (Narayana Upanishada) обращаются к Ганапати как к Вакратунде (Vakratunda) и Данти (Danti). В Ганеша Атхарва-ширше (Ganesha Atharva-shirsha) — как к Экданте (Ekdanta), Вакратунде и Данти.
Манава-Грихья-Сутра (Manava-Grihya-Sutra) повествует о четырех типах Винайака (Vinayakas) (недоброжелательные формы Ганеши). Когда человек одержим одной из них, он ведёт себя как сумасшедший, видит дурные сны. Принцы при этом отказываются от своих титулов, девушки отказываются от замужества, замужние женщины отказываются иметь детей, наставники и учителя забывают все свои знания. Некотрые магические формулы предписывались для рассеяния зла, причинённого Винайяка.
В Баудхаяна-Дхарма-Сутре (Baudhayana-Dharma-Sutra) к Ганапати обращаются как к Вигхне (Vighna), Винайаке (Vinayaka), Стхуле (Sthula), Хастимукхе, Вакратунде, Экданте и Ламбодаре (Lambodara).
(
Читать дальше
)