Харе Кришна → Вайшнава Тантра
Один из обитателей нашей Вайкунтхи, Риши — прислал ссылку на текст, который я бы хотел во-первых опубликовать, а во вторых — обсудить с Вами, Уважаемые. :)
Уточню: данное исследование является авторским, и не претендует на истину в последней инстанции.
ТАНТРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВАЙШНАВИЗМЕ
Арджуна Тарадаса, 2001
А.Теологические параллели.
В представлении современных вайшнавов (как индийских, так и западных) культ Вишну имеет мало общего с тантризмом; однако, если посмотреть не на внешний ритуал и символику, а на глубинный мистицизм этих учений, то выявится много схожего, а порой и идентичного. Многие писания (равно как и Учителя и святые) отождествляют Кришну с Деви, а Вишну упоминают как одно из Её проявлений. Например, в Брахманда-пуране Вишну, обращаясь к Вирабхадре, называет Себя одной из четырех форм Деви. Лалита-сахасранама (часть той же пураны) называет Деви «Защищающей мир в форме Вишну» (ЛС 266-267). Большинство вайшнавских школ Высшим Господом почитают Шри Кришну: «IshvaraH paramaH kR^iShNaH» (Брахма-самхита). Для текущей эпохи, кали-юги, рекомендуется поклонение именно Ему. В Тантрах же изначальным Божеством является Кали (чьё Имя, кстати, имеет то же значение, что и Кришны — «Чёрная»), почитание которой предписано также для кали-юги: «В кали-югу Кали — Единственная» (Шакта-прамода, Кали-тантра 147), «в кали-югу особенно выделяется Кали» (Махакала-самхита). Сопоставление напрашивается само собой. И, действительно, тождество Кали и Кришны прямо провозглашается Тантрами. В «Тара-рахасье» Шри Брахмананды Гири сказано: «kalau kAlI kalau kR^iShNaH kalau gopAlakAlikA» («В кали-югу — Кали, в кали-югу — Кришна, в кали-югу — Гопала-Калика»). Тодала (10.11) и Мундамала-тантры, сопоставляя десять Махавидий с десятью воплощениями Вишну, соотносят Кали с Кришной. Йони-тантра говорит, что Калика приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове (майура-мукута).
( Читать дальше )
Уточню: данное исследование является авторским, и не претендует на истину в последней инстанции.
ТАНТРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВАЙШНАВИЗМЕ
Арджуна Тарадаса, 2001
А.Теологические параллели.
В представлении современных вайшнавов (как индийских, так и западных) культ Вишну имеет мало общего с тантризмом; однако, если посмотреть не на внешний ритуал и символику, а на глубинный мистицизм этих учений, то выявится много схожего, а порой и идентичного. Многие писания (равно как и Учителя и святые) отождествляют Кришну с Деви, а Вишну упоминают как одно из Её проявлений. Например, в Брахманда-пуране Вишну, обращаясь к Вирабхадре, называет Себя одной из четырех форм Деви. Лалита-сахасранама (часть той же пураны) называет Деви «Защищающей мир в форме Вишну» (ЛС 266-267). Большинство вайшнавских школ Высшим Господом почитают Шри Кришну: «IshvaraH paramaH kR^iShNaH» (Брахма-самхита). Для текущей эпохи, кали-юги, рекомендуется поклонение именно Ему. В Тантрах же изначальным Божеством является Кали (чьё Имя, кстати, имеет то же значение, что и Кришны — «Чёрная»), почитание которой предписано также для кали-юги: «В кали-югу Кали — Единственная» (Шакта-прамода, Кали-тантра 147), «в кали-югу особенно выделяется Кали» (Махакала-самхита). Сопоставление напрашивается само собой. И, действительно, тождество Кали и Кришны прямо провозглашается Тантрами. В «Тара-рахасье» Шри Брахмананды Гири сказано: «kalau kAlI kalau kR^iShNaH kalau gopAlakAlikA» («В кали-югу — Кали, в кали-югу — Кришна, в кали-югу — Гопала-Калика»). Тодала (10.11) и Мундамала-тантры, сопоставляя десять Махавидий с десятью воплощениями Вишну, соотносят Кали с Кришной. Йони-тантра говорит, что Калика приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове (майура-мукута).
( Читать дальше )